☆ Приветствуем Вас, Гость! ☆ Регистрация ☆ RSS ☆
   +12

Главная » Файлы » Архив 2013 "Память о Сталинграде в наших сердцах" » 6. Литературно – художественные произведения, посвященные Сталинградской битве.

«И победила жизнь в боях под Сталинградом…» Литературно-художественные произведения о Сталинградской битве.
16.01.2013, 22:01
МБОУ СОШ № 23 города Волжского Волгоградской области
Автор Коснакина Галина
Руководитель Новгородова Е. А.
Ни одна страна, оказавшаяся во Вторую мировую войну на пути гитлеровских полчищ, не получила от своей литературы такой единодушной и самоотверженной поддержки, такого заряда боевой энергии, как наша.В работе предсталены краткие аннотации произведений известных писателей,которые в своем творчестве осветили события Сталинградской битвы.
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя образовательная школа № 23 города Волжского Волгоградской области,
Литературно – художественные произведения, посвященные Сталинградской битве,
«И победила жизнь в боях под Сталинградом…»,
Автор Коснакина Галина, обучающаяся 10 класса;
Руководитель Новгородова Елена Анатольевна, учитель русского языка и литературы.

«И победила жизнь в боях под Сталинградом…»
Литературно-художественные произведения о Сталинградской битве.

2 февраля 2013 года исполняется 70 лет Победы Советской Армии в Сталинградской битве – одном из главных сражений Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг.
Это сражение предопределило Победу, явило беспримерный героизм, мужество советского народа в борьбе с фашистскими захватчиками. Битва за Сталинград вызвала глубокий патриотический порыв, нашедший выражение как в геройстве на поле боя, так и в духовном облике народа, в творческих исканиях деятелей культуры, среди которых можно особо выделить литераторов, боровшихся с врагом и силой оружия, и силой слова.

Виктор Некрасов «В окопах Сталинграда»
Суровой, горькой оказалась судьба Виктора Некрасова. В её повороте сыграли роль те роковые силы, которым ныне уже вынесен наш народный приговор. Но совестливый и талантливый писатель успел сказать своему народу те единственные необходимые слова, которые определили “некрасовский” демократичный стиль общения художника с читателем.
В 1941- 1944 гг. В. Некрасов был на фронте полковым инженером и заместителем командира сапёрного батальона, участвовал в Сталинградской битве, награждён орденом Красного Знамени и другими боевыми наградами. После ранения и демобилизации (1945) он становится журналистом. Первое же его произведение “В окопах Сталинграда” (1946 г. , первоначальное название “Сталинград”) принесло ему широкую известность. В 1947 г. эта повесть была удостоена Государственной премии СССР.
Повествование в рассказе ведется от первого лица. Герой Некрасова, Юрий Керженцев - один из защитников Сталинграда. Достоверность рассказа достигается тем, что мы видим события глазами героя, и тем, что писатель чаще всего употребляет глаголы настоящего времени: читатель становится как бы участником действия, вовлекается в него, идет шаг за шагом рядом с героем. Особенность авторского повествования еще и в особом стиле - четком, лаконичном, без излишеств и красивостей, в коротких предложениях с обилием глаголов действия. Стиль автора похож на дневниковые записи. Изображение событий и героев скупое, сжатое. Описаны будни войны, её “нудная тягомотина”, патетика отсутствует, нет романтической приподнятости, есть тяжелая военная работа. Автор не говорит о героизме, хотя великое значение Сталинградской битвы было очевидным сразу, читатель видит непоказной, ежедневный подвиг солдат и офицеров.
В своем рассказе Некрасов ранее других писателей раскрыл духовное достояние защитников Сталинграда, увидел в них победителей Берлина. Его повесть свободна от казенного оптимизма, ура-патриотизма, его герои не чувствуют себя пешками в руках всеведущего стратега. С чувством гордого сознания своего достоинства вернулись с войны солдаты, с таким же чувством написана повесть “В окопах Сталинграда”. Василь Быков пишет об этом так: “Виктор Некрасов, может быть, первым в нашей литературе явил миру правоту и высокую сущность индивидуальности на войне, значение личности, в среде, менее всего для нас уместной, среде, какой являются война и армия, с их абсолютом подчинения одного всем, с жестким нивелированием всякой разности”.

Ю. Бондарев “Горячий снег”
“Горячий снег” Ю. Бондарева - это рассказ о недолгом марше выгрузившейся из эшелонов армии генерала Бессонова, когда буквально “с колес” пришлось вступить в бой. Роман отличается прямотой, непосредственной связью сюжета с подлинными событиями Великой Отечественной войны, с одним из ее решающих моментов.
Начинается действие романа именно под Сталинградом, когда одна из наших армий выдержала в приволжской степи удар танковых дивизий фельдмаршала Манштейна, который стремился пробить коридор к армии Паулюса и вывести ее из окружения. От успеха или неуспеха этой операции в значительной степени зависел исход битвы на Волге. Время действия романа ограничено всего несколькими днями, в течение которых герои Юрия Бондарева самоотверженно обороняют крошечный пятачок земли от немецких танков.
В "Горячем снеге" образ вставшего на войну народа возникает перед нами в ещё небывалой до того у Юрия Бондарева полноте выражения, в богатстве и разнообразии характеров, а вместе с тем и в целостности. Этот образ не исчерпывается ни фигурами молодых лейтенантов - командиров артиллерийских взводов, ни колоритными фигурами тех, кого традиционно принято считать лицами из народа, - вроде немного трусливого Чибисова, спокойного и опытного наводчика Евстигнеева или прямолинейного и грубого ездового Рубина; ни старшими офицерами, такими, как командир дивизии полковник Деев или командующий армией генерал Бессонов. Только совокупно понятые и принятые эмоционально как нечто единое, при всей разнице чинов и званий, они составляют образ сражающегося народа.
В Сталинграде все слилось в нечто неистово-неудержимое, огромное, “где уже не было отдельного человека, с его бессилием и усталостью. И, упиваясь этой поглощающей растворенностью во всем, лейтенант Кузнецов повторил команду:
Держать, держать!. . Все к орудиям!”
…Вручая награды оставшимся в живых артиллеристам, генерал Бессонов взволнован, обычные суровость и сдержанность изменяют ему: “Спасибо вам! Спасибо от меня! Все, что могу. Сполна заслужили героев, но все, что могу…За этот бой сердечное мое спасибо. Теперь легче будет, теперь наступать будем”.

Василий Гроссман “Жизнь и судьба”.
Писатель Василий Гроссман всю войну с 1941 по 1945 год провел на фронте корреспондентом “Красной звезды”. Поэтому при написании романа у него не было надобности использовать чужие воспоминания, реконструировать по ним прошлое. В первые дни обороны писатель попал в Сталинград и все дальнейшие события видел своими глазами, изнутри. Он смотрел на войну глазами солдата, и война у него получилась правдивая и совсем не героическая.
В “Жизни и судьбе” предстает наша подлинная история, Судьба не миловала персонажей романа, “не обошла тридцатым годом, — как писал Твардовский. — И сорок первым. И ко всем этим людям, плохим и не очень, хорошим и не очень, молодым и старым, мужчинам и женщинам, пришла большая кровавая война. Сама реальная действительность открывала им глаза. Решать пришлось каждому, ответственность легла на всех. Защищать родину и свободу могли только свободные люди. Это главная мысль романа, мысль о пробудившемся в людях духе свободы, который помог им выстоять в невыносимо тяжких испытаниях. Весь образный строй книги настроен на эту мысль. Она проступает в подробностях фронтового быта, угадывается в поведении людей, встает за их судьбами.
Кульминацией сталинградских событий и высшим проявлением стремления народа к свободе в романе Гроссмана стала оборона дома “шесть дробь один”, маленьким гарнизоном которого командует капитан Греков, это точка, где органично сплелись главные смысловые нити повествования. Война расставляла все по своим местам, разоблачала давно пущенные в оборот и закрепившиеся ложные ценности, возвращала подлинные, раскрепощала людей, выдвигала новых, толково и самоотверженно делающих свое дело.
Роман “Жизнь и судьба” — выдающееся произведение по мощи авторской мысли, по силе правды и таланта. О его месте в литературе очень хорошо написал Генрих Бёлль: “Это могучее свершение, не просто книга, это даже больше, чем несколько связанных между собой романов, у нее есть своя история и свое будущее”.
Используемые источники:
1. festival.1september.ru
2. bibliokompas.blogspot.com
3. ru.wikipedia.org
Категория: 6. Литературно – художественные произведения, посвященные Сталинградской битве. | Добавил: novgorodova-elena
Просмотров: 1358 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 1.1/8
Всего комментариев: 0
avatar