☆ Приветствуем Вас, Гость! ☆ Регистрация ☆ RSS ☆
   +12

Главная » Файлы » Архив 2013 «Подвиг героев в сердцах поколений» » 2. Улица имени героя

Улица имени Калинкина
[ Скачать с сервера (164.9Kb) ] 01.05.2013, 13:55
Каждая улица города Ртищево, будь она столетней или молодой, имеет свою историю, о каждой можно много рассказать интересного.
Многие улицы носят имена прославленных народных героев: Б.Т.Калинкина, Я.М. Свердлова, В.В. Куйбышева, Зои Космодемьянской, Павлика Морозова и др.
Но, сегодня, я хочу рассказать о нашем земляке, герое Советского Союза, в честь которого названа одна из улиц в Юго-Западном районе – Борисе Тихоновиче Калинкине.
Борис Тихонович Калинкин

Портрет Б. Т. Калинкина
(художник Н. А. Фёдоров)

Борис Калинкин родился в 1913 году в селе Дубасово Сердобского уезда. В 1915 году семья Калинкиных переехала в посёлок Ртищево. С 1921 по1925 год обучался в начальной школе. В 1928 году он окончил Ртищевскую фабрично-заводскую семилетку. Завершив учебу в школе, юноша начал трудиться на мясокомбинате. Здесь у него родилась мечта стать лётчиком. От своего земляка-авиатора Борис узнал, что в Балашове готовят пилотов. По комсомольской путёвке Бориса зачислили в школу гражданского воздушного флота. Годы учёбы прошли удачно. Он показал хорошие лётные способности. Не случайно дирекция школы оставила его у себя в качестве летчика-инструктора, где Борис Калинкин учил молодых пилотов мастерству.


До войны Калинкин трудился в Пятигорском аэропорту рядовым летчиком, затем командиром звена. На Кавказе застала его Великая Отечественная война.
День за днем текли боевые будни летчика Бориса Калинкина. В марте 1944 года Калинкин выполнял правительственное задание в Каире. Затем выполнял специальное задание правительства по оказанию помощи партизанам и Народно-освободительной армии Югославии: доставлял оружие, боеприпасы, продовольствие.
Весной 1944 года гитлеровское командование предприняло очередную попытку разгромить Народно-освободительную армию и партизанские отряды Югославии и тем самым укрепить свой непрочный тыл на Балканах и высвободить резервы для отправки на Восточный фронт. На этот раз главный удар фашисты обрушили на Верховный штаб югославской армии, рассчитывая одним ударом покончить с патриотами, взять живым в плен командующего Иосипа Броз Тито с его единомышленниками.
Трудная и тяжелая была тогда обстановка в горах Югославии. Утром 25 мая 1944 года немецкое командование выбросило в районе города Дрвара, где располагался Верховный штаб югославской армии, воздушный десант в составе 700 человек. На помощь десантникам подошли танковые и механизированные войска немцев, нанесшие удар с фронта, который проходил всего лишь в 50 км. от города. В ходе ожесточенного боя с охраняющими штаб подразделениями югославской армии противнику удалось овладеть Дрваром, однако операция по захвату в плен маршала Тито полностью провалилась. Члены Верховного штаба и правительства Югославии вырвались из окружения и по заброшенным тропам ушли в горы. Через десять дней тяжелых переходов штаб Тито вышел в район Купрешко Поле, расположенное в ста километрах от Дрвара.
В течение десяти дней немецко-фашистские войска преследовали Верховный штаб. Оставаться дальще в этом районе было рискованно. В связи с этим югославское командование приняло решение эвакуировать руководящие органы в безопасное место.
Выполнение сложной и ответственной задачи по эвакуации штаба советским командованием было поручено экипажу транспортного самолёта «Ли-2» авиационной группы особого назначения, в состав которого в качестве второго пилота входил капитан Борис Тихонович Калинкин. В ночь на 4 июня 1944 года экипаж вылетел на выполнение задания. Маршрут полета проходил через морской порт Сплит. Погода поднялась не лётная. Над морем, в скалистых горах гремели грозовые дожди. Над морской базой Сплит неожиданно раздались разрывы зенитных снарядов. Надо было преодолеть Адриатическое море и хребты Динарских гор, вершины которых достигали трёх тысяч метров. Низкая облачность и отсутствие характерных ночных ориентиров затрудняли нахождение места посадки. Посадочная площадка, подготовленная партизанами была очень малых размеров и располагалась среди гор, вблизи противника. Заход на посадку был возможен только с одной стороны.
Отважные лётчики А.С. Шорников и Б.Т. Калинкин преодолели все эти трудности.Они отлично посадили самолёт у последнего костра, за которым начинался крутой обрыв. Лётчики взяли на борт 20 человек, среди них маршал И.Б. Тито, его первый заместитель Э. Кардель, начальник Генерального штаба югославской армии А. Йованович, генерал-лейтенант И. Милутинович и А. Ранкович, начальник советской военной миссии генерал-лейтенант Н.В. Корнеев, начальник американской военной мисссии В. Стрит и члены Верховного штаба югославской армии. Их благополучно доставили на Советскую авиационную базу Бари (Италия), созданную по договоренности с союзниками. В эту же ночь экипаж в еще более сложных условиях совершил второй рейс на Купрешко Поле и вывез на эту же базу ещё 20 работников Верховного штаба югославской армии.
Когда завершилась последняя посадка самолёта, Б.Т. Калинкин устало вздохнул, с особой гордостью произнёс:
- Ну и погодка, кажется, теперь всё благополучно, машина не подвела нас.
Через несколько часов в Купрешко Поле вошли немецко-фашистские танки.
Благодаря мужеству и личной отваге советских пилотов были спасены югославские товарищи.
За эвакуацию из вражеского окружения на военную базу Бари Верховного штаба Народно-освободительной армии Югославии во главе с маршалом Иосипом Броз Тито, 20 июня 1944 года Борису Тихоновичу Калинкину присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».
Президиум антифашистского веча Народного освобождения Югославии удостоил Б.Т. Калинкина звания народного героя Югославии.


Орден Народного Героя Югославии

Борис Тихонович прилетал в Ртищево в начале 1945 года. Побыл немного в кругу семьи, прошёлся по улицам, напомнившим детство и юность, взял на борт самолёта жену Надежду, сына Вячеслава и улетел.

10 июня 1945 года у немецкого города Бранденбурга трагически оборвалась жизнь 32-летнего Калинкина. Погиб он во время автомобильной катастрофы. Расследование показало, что эта катастрофа была спланирована и проведена немецкой разветкой генерала Гелена.
Похоронен Калинкин 14 июня 1945 года в Москве на Новодевичьем кладбище на Аллее Героев (участок 4, ряд 11).


Для героев смерти нет. Живые не дадут им кануть в бездну времени.

Литература
• Вержбовский Наш земляк — герой Югославии. Куда Борис Калинкин вывез Иосипа Броз Тито // Молодой Ленинец. — № 20. — 16 мая 2000
• Герои Советского Союза: Краткий биографический словарь / Пред. ред. коллегии И. Н. Шкадов. — М.: Воениздат, 1988. — Т. 1 /Абаев — Любичев/. — 911 с. — 100 000 экз. — ISBN 5-203-00536-2.
• Калинкина Г. В. Семья Калинкиных. — Ртищево, 2010. — 56 с. — 100 экз. (серия «Память сердца»)
• Куванов А. Имя, прославившее Родину // Путь Ленина. — 16 июля 1965
• Народный Герой Югославии — наш земляк // Путь Ленина. — 18 апреля 1965
• Бердников В. В горах Югославии // Путь Ленина. – 3 апреля 1990
Категория: 2. Улица имени героя | Добавил: Darkavenger
Просмотров: 259 | Загрузок: 98 | Рейтинг: 1.1/14
Всего комментариев: 0
avatar