☆ Приветствуем Вас, Гость! ☆ Регистрация ☆ RSS ☆
   +12

Главная » Файлы » Архив 2013 «Подвиг героев в сердцах поколений» » 3. Литературно – художественные произведения о ВОв

История Великой Отечественной войны в истории моей республики на страницах произведений И.Г. Торопова
[ Скачать с сервера (29.5Kb) ] 23.04.2013, 19:48
Историческое прошлое своей Родины, Республики Коми, я предпочитаю познавать по текстам художественных произведений, нежели по источникам историческим. Художественное произведение является и отражением истории, и своеобразным переосмыслением её в судьбах людей. То или иное событие становится порой судьбоносным для отдельного человека, который, к сожалению, вынужден подчиняться вихрю истории. Так можно привести в пример множество произведений русской литературы, где центральное место занимает изображение судьбы человека в переломный момент исторического бытия. Одним из таких авторов является Иван Григорьевич Торопов – один из ведущих писателей в Республике Коми.
Все повести и рассказы автора сходны тем, что в них художественное осмысление исторического прошлого является ведущим мотивом. Все произведения составляют «мелехинский цикл». В каждом рассказе или повести подробно и обстоятельственно описывается жизнь героя, который вместе со своим коми народом переживает тяжёлые военные годы. Жизнь людей «вывернулась наизнанку»: дети вынуждены не учиться, а работать, жить без родителей, помогать фронту. Автор сам является свидетелем тех лет, поэтому жизнеописание народа сродни документальному. Но, ни один документ никогда не передаст чувства и страдания, тяжесть и утраты народа. Всё это мы находим на страницах «мелехинского цикла».
Так в рассказе Ивана Григорьевича Торопова «Скоро шестнадцать» говорится о жизни в свои пятнадцать лет Феди Мелёхина. Как он работал в леспромхозе десятником; как его такого молодого назначили мастером: «нормально для военного времени, научишься, а кому теперь легко…»; как он осваивал роль руководителя над людьми: «рано мне над людьми стоять, я сам понимаю, но с другой стороны…». В свои пятнадцать лет мальчик вынужден был взять на себя роль взрослого, забыть об играх и развлечениях, оставить школьную скамью и жить теперь жизнью взрослого человека в военное время: «Весной сорок четвертого померла мама, и стало нам трудно жить. Отца на фронт взяли в самом начале войны, и пропал он под Ленинградом». К своей новой роли подросток относится со всей серьёзностью. Федя Мелёхин даже в эти трагические минуты думает о двух младших братьев и о маленькой сестренке, которая по малолетству отправлена была в приют. Ему очень хочется забрать маленькую сестренку, но кто будет нянчиться с ней. И это он понимает!!! А война – конкретна, как бедствие, и семья – одна, ибо роднее в этом мире никого нет. И опять Федя начинает подумывать о женитьбе, взвешивать всё за и против, прикидывая – а станет ли лучше, не для себя, конечно, а для братьев и сестренки. «Это получается, мне шестнадцати нет, а трое детей на руках. Разве вдова, какая за меня выйдет, у которой своих двое-трое, чтоб с каждой стороны поровну. Как же такую ораву прокормить…». Видно, что ему нелегко дается всё выдержать, но, увы, выбор у него не велик.
Иван Торопов воссоздал образ Федора Мелёхина, коми паренька, труженика тыла, живым и запоминающимся. В Феде есть та жилка, тот рабочий энтузиазм, когда забываешь о самом себе, пытаясь всем помочь, выкладываясь весь, без остатка.
«А может, так теперь и будет, и я, взращенный войною мальчишка, отныне всегда буду лететь в какие-то новые, для меня совсем неизвестные, но обязательно счастливые пределы.
Ведь войны-то больше нет!!».
Художественное осмысление исторического прошлого – основной мотив произведений И.Г.Торопова. На примере «мелехинского цикла», мы узнаём историю не одного десятилетия судьбы своей республики. Эти произведения являются не только практически документальным видением жизни народа в далёкие годы, также они передают дух эпохи, уходящей в бездну времени. И, самое главное, рисуют нам жизнь человека, который сегодня должен служить для нас примером. В военные годы лихолетья многие дети были самостоятельны, мужественны, многим пришлось примерить на себя роль взрослого, быть умнее и справедливее. Эта бесчеловечная война «убила» детство ребят, детство, которое сжигали, расстреливали, убивали. А ведь многие из них младше меня! но война не смогла загубить в их душах человечность, милосердие, любовь к жизни.
Категория: 3. Литературно – художественные произведения о ВОв | Добавил: Марина
Просмотров: 613 | Загрузок: 76 | Рейтинг: 1.0/9
Всего комментариев: 0
avatar