☆ Приветствуем Вас, Гость! ☆ Регистрация ☆ RSS ☆
   +12

Главная » Файлы » Архив 2013 «Подвиг героев в сердцах поколений» » 3. Литературно – художественные произведения о ВОв

Образ солдата в поэме Твардовского "Василий Теркин"
[ Скачать с сервера (372.9Kb) ] 30.04.2013, 19:43
Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования Московской области «Чеховский механико-технологический техникум молочной промышленности», поселок Новый Быт, Чеховский район, Московской области. Всероссийский фестиваль творческих работ учащихся НПО, СПО и общеобразовательных школ, посвященный 68-летию Победы в Великой Отечественной войне «Подвиг героев в сердцах поколений», категория работы «Литературно – художественные произведения, посвященные Великой Отечественной войне».
Автор – Наймушин Денис, группа 11М.
Руководитель - Бойко Наталья Николаевна, преподаватель истории и обществознания.

Образ солдата в поэме Твардовского «Василий Теркин»
Подвиг защитников Родины велик и имеет большое историческое значение. Советский народ выдержал удар невероятной силы. Мужество и героизм советских людей сорвали гитлеровские планы "молниеносной войны". Красная армия показала свои высокие боевые качества в борьбе с фашизмом. Великая Отечественная война стала историей, но мы всегда должны помнить уроки этой истории. Ведь, кто не помнит прошлого, у того нет будущего.
В наше время на всём Земном шаре, единственной обитаемой планете, ведётся множество войн. Если страны не воюют, то их пытаются втянуть в военные конфликты. На примерах прошлого надо сохранять нашу маленькую зелёную планету во имя будущего, потому что в третьей мировой войне победителей не будет!
В школе мы изучали поэму А.Твардовского «Василий Теркин», которая глубоко запала мне в душу. Поэтому я хочу поделиться своими впечатлениями об этом произведении, его авторе и его герое.
Александр Трифонович Твардовский – известный советский поэт, редактор журнала «Новый мир», который с 60-х годов становится органом легальной оппозиции советской власти.


Поэма «Василий Тёркин» (1941—1945), «Книга про бойца без начала и конца» - самое известное произведение Твардовского. Это цепь эпизодов из Великой Отечественной войны. Эпизоды связаны друг с другом только главным героем - автор исходил из того, что и он сам, и его читатель могут в любой момент погибнуть. По мере написания главы печатались в газете Западного фронта “Красноармейская правда” и были невероятно популярны на передовой.
Поэма стала одним из атрибутов фронтовой жизни, а Твардовский сделался культовым автором военного поколения. Немаловажно, что в «Василии Теркине» отсутствует идеологическая пропаганда, упоминания о Сталине и партии.
Потребность в Тёркине возникла с начала войны. В «Книге про бойца», как в летописи, отображены основные события Великой Отечественной войны. Образ Василия Тёркина является собирательным образом русского народа, поднявшегося на освободительную войну.



В первой главе, где автор знакомит читателя с главным героем, говорится: «Парень в этом роде, / В каждой роте есть всегда, / Да и в каждом взводе». Черты, общие для всех русских солдат, воплощаются в Василии: «Бьётся Тёркин, держит фронт», – говорит про него автор. Нагляднее всего это представлено в главе «Тёркин – Тёркин», где герою встречается его своеобразный двойник. Значит, много таких Тёркиных на свете, в каждом русским солдате было что-то от него. Василию свойственна народная мудрость и житейская смекалка, которая проявляется в его присказках и поговорках: «Делу время – час забаве», «По которой речке плыть, - той и славушку творить».
Образ Тёркина перекликается с русским народным эпосом. В главе «Поединок» солдат врукопашную бьётся с немцами, и в его образе проступают черты былинного богатыря. Фантастической силой он наделяется в главе «Переправа», когда переплывает холодную ночную реку, оживает после глотка водки и тут же плывёт обратно. Защитником земли русской кажется Тёркин в тот момент, когда из ружья сбивает вражеский самолёт. Он совершает настоящий подвиг, но из скромности отказывается от ордена, говоря: «Я не гордый, я согласен на медаль».
Василий оказывается не только храбрым солдатом, но и весёлым товарищем, своими шутками скрашивает тягостный военный быт солдат:
Эй славяне, что с Кубани,
С Дона, с Волги, с Иртыша,
Занимай высоты в бане,
Закрепляйся не спеша!
До того, друзья, отлично
Так-то всласть, не торопясь,
Парить веником привычным
Заграничный пот и грязь.
В образе Тёркина герой соединяется с балагуром и философом. А вместе всё это являет собой образ русского народа в переломный момент нашей истории:
То серьёзный, то потешный,
Нипочём, что дождь, что снег, -
В бой, вперёд, в огонь кромешный
Он идёт, святой и грешный,
Русский чудо – человек.
Свобода и «чудесная удаль» поэмы объясняются тем, что в соавторстве с Твардовским был весь русский народ. В герое воплотилось разнообразие характеров и умений русского народа.
Поэма создавалась на протяжении военных лет, появляясь на страницах фронтовых газет, и адресовались её разрозненные главы тем, кто сражался за Родину, кто должен был узнать и узнал в герое – балагуре Тёркине себя, своих товарищей, однополчан... Иными словами, эта поэма о народе и обращённая к нему.
Образ Тёркина прост, человечен и в тоже время незауряден, потому что в нём сконцентрированы и со свойственной Твардовскому живостью и яркостью воплощены существенные качества русского народа. Подчёркнутая типичность этого образа побуждает читателя не только поклониться народу в образе его героя, но и увидеть героическое в каждом человеке, с которым бок о бок встречаешь суровое испытание.
Тёркин воплощает в себе мужество, умение не падать духом в самые тяжёлые и страшные минуты. Тёркин становится символом жизнелюбия и высоких нравственных качеств русского народа. Судьба его больше не зависит от случайностей - он стремится к победе, может выстоять во всех испытаниях, потому что он сам – это народ и судьба его – судьба народа.
Когда Василий Теркин оказывается в мире мертвых, призрачном царстве теней, подвергается осмеянию все враждебное человеку, несовместимое с живой жизнью. Вся обстановка фантастических учреждений на «том светe» подчеркивает бездушие, бесчеловечность, лицемерие и фальшь, произрастающие в условиях тоталитарного режима, административно-командной системы.
Вначале, попав в «загробное царство», очень уж напоминающее нашу земную реальность целым рядом узнаваемых бытовых деталей, Теркин вообще не различает людей. С ним разговаривают казенные и безликие канцелярские, бюрократические «столы» («Учетный стол», «Стол Проверки», «Стол Медсанобработки»), лишенные даже малейшего признака участия и понимания. И в дальнейшем перед ним вереницей проходят мертвецы – «с виду как бы люди», под стать которым вся структура «загробного царства»: «Система», «Сеть», «Органы» и их производные – «Комитет по делам Перестройки Вечной», «Преисподнее бюро», «Гробгазета» и т.п.
Перед нами возникает целый реестр мнимых, абсурдных, лишенных содержания предметов и явлений: «душ безводный», «табак без дыма», «паек загробный» («Обозначено в меню, а в натуре нету»). Показательны характеристики: «Кандидат потусторонних или доктор прах-наук», «Надпись: Пламенный оратор» – И мочалка изо рта». Через все это царство мертвых и бездушных солдата ведет «сила жизни». В герое Твардовского, символизирующем жизненные силы народа, попавшем в столь необычную обстановку и подвергшемся нелегким испытаниям, возобладали присущие ему живые человеческие качества, и он возвращается в этот мир, чтобы бороться за правду.
После XXII съезда КПСС Твардовский пересматривает свое отношение к Сталину и сталинизму и ведет непримиримую борьбу с наследием сталинщины, с духом слепого подчинения, косности и доведенного до абсурда бюрократизма. И делал он это с позиций утверждения жизни, правды, человечности, высокого нравственного идеала. Сочетал фантастический сюжет и реалистически - бытовые детали.
Памятник литературному герою — вещь редкая, а в нашей стране - в особенности. Но в городе Смоленске поставили памятник Василию Теркину и его создателю – Твардовскому. Они оба заслужили эту честь по праву. Ведь вместе с ними памятник получили и миллионы тех, кто так или иначе походил на Василия, кто любил свою страну и не жалел своей крови, кто находил выход из трудного положения и умел шуткой скрасить фронтовые трудности, кто любил поиграть или послушать музыку на привале. Многие из них не обрели даже своей могилы. Пусть же памятник Василию Теркину будет им надгробием.



Василий Тёркин – плоть и кровь народа, активно, сознательно защищающего Родину. Нравственные ценности, всегда привлекавшие Твардовского в людях, отображены им поэме «Василий Тёркин». Напевность, ритмичность, простота его стиха сделали эту поэму понятной миллионам читателей.
Не хожен путь,
И не прост подъем.
Но будь ты большим иль малым,
А только - вперед
За бегущим днем,
Как за огневым валом.
За ним, за ним -
Не тебе одному
Бедой грозит передышка -
За валом огня.
И плотней к нему.
Сробел и отстал - крышка!
Такая служба твоя, поэт,
И весь ты в ней без остатка.
- А страшно все же?
- Еще бы - нет!
И страшно порой.
Да - сладко!

Список источников:

1. Твардовский А.Т. Василий Теркин.-М.: Амфора,2011.-351с.
2. Абрамов А.М.Лирика и эпос Великой Отечественной войны: проблематика, стиль, поэтика.- М.:Советский писатель,1975.-420с.
3. Бунин И.А.Письмо Н.Д. Телешову.День поэзии.- М.:1972.- 205с.
4. Гришунин А.Л.Василий Теркин Александра Твардовского.-М.:Наука,1987.-144с.
5. Мальгин А.С.Самая популярная поэма о солдате.Мир библиографии.-М.:Просвещение.2005.-50с.
6. Метчинков А.И.История русской советской литературы.-М.:Просвещение,1980.-495с.
7. Сухих И.Н.О смерти, войне, судьбе и Родине — русской и советской (1941 – 1945).-СП.:Паритет,2004.-320с.
Категория: 3. Литературно – художественные произведения о ВОв | Добавил: Нотя
Просмотров: 3457 | Загрузок: 95 | Рейтинг: 1.0/17
Всего комментариев: 0
avatar