☆ Приветствуем Вас, Гость! ☆ Регистрация ☆ RSS ☆
   +12

Главная » Файлы » Архив 2013 «Подвиг героев в сердцах поколений» » 3. Литературно – художественные произведения о ВОв

Жестокая память
05.05.2013, 17:08
ФГБОУ ВПО ИрГТУ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ, г. Иркутск
Направление фестиваля – «Литературно-художественные произведения, посвященные Великой Отечественной Войне».
Тема работы: «Жестокая память».
Автор: Хамитова Юлия Андреевна, группа мЭБК-12-1.
Руководитель: Латышева Елена Викторовна, преподаватель истории.

Содержание:
Вступление.
1. Литература о Великой Отечественной войне.
2. Э. Казакевич «Звезда».
3. В. Некрасов «В окопах Сталинграда».
4. Рассказ М.А. Шолохова «Судьба человека».
5. Ю. Бондарев «Горячий снег».
Заключение.

Введение.
И памятью той, вероятно,
Душа моя будет больна,
Покамест бедой невозвратной
Не станет для мира война…
А. Твардовский «Жестокая память».
События Великой Отечественной войны все дальше и дальше уходят в прошлое. Но годы не стирают их в нашей памяти. Сама историческая ситуация побудила к жизни великие подвиги человеческого духа. Думается, можно говорить в применении к литературе о Великой Отечественной войне о значительном обогащении понятия героика повседневности.
В этой великой битве, определившей на многие годы вперед судьбы человечества, литература была не сторонним наблюдателем, а равноправным участником. Многие писатели выступили в авангарде. Известно, как солдаты не только читали, но и хранили у сердца очерки и статьи Шолохова, Толстого, Леонова, стихи Твардовского, Симонова, Суркова. Стихи и проза, спектакли и фильмы, песни, произведения живописи находили горячий отклик в сердцах читателей, вдохновляли на героические подвиги, вселяли уверенность в победе.
В сюжетосложении рассказов и повестей вначале обозначилось тяготение к простой событийности. Произведение большей частью было ограничено кругом событий, связанных с деятельностью одного полка, батальона, дивизии, защитой ими позиций, выходом из окружения. События исключительные и обычные в своей исключительности становились основой сюжета. В них в первую очередь обнаружилось движение самой истории. Не случайно в прозу 40-х годов входят новые сюжетные построения. Она отличается тем, что в ней нет традиционного для русской литературы контраста характеров как основы сюжета. Когда критерием человечности становилась степень причастности к совершавшейся на глазах истории, конфликты характеров меркли перед войной.
1. Литература о Великой Отечественной войне.
К этой литературе относятся и произведения, написанные до ее начала – в них звучало предчувствие войны. В некоторых поэтических текстах, которые начали создаваться до 1941 года и завершались в годы Отечественной войны, был один и тот же персонаж («Василий Теркин. Книга про бойца» Твардовского). Сама война вызвала к жизни литературные произведения почти всех жанров: от интимной лирики до романа, близкого к эпопее. Музыкально обработанные поэтические строки становились хоровыми, строевыми и романсными творениями. Драматурги, киносценаристы сделали большой вклад в литературу о войне. Не было почти ни одного крупного советского писателя, который бы не дал свое изображение войны. Причем это были вовсе не только пропагандистские статьи и очерки, а высококачественные рассказы, повести, пьесы, поэмы. О войне писали А.Толстой, Шолохов, Лебедев-Кумач, Симонов, Гроссман, Леонов, Светлов, Фадеев, Серафимович, Антокольский, Исаковский, Инбер, Катаев. В годы войны формировалась большая группа военных поэтов и прозаиков, которые почти всю свою жизнь писали о главном событии середины века, образовав целое направление в советской художественной литературе: Некрасов, Казакевич, Винокуров, Ваншенкин, Гудзенко, Самойлов, Слуцкий, Быков, Бакланов, Бондарев, Богомолов, Богомолов, Кондратьев, Дудин, Б.Васильев. Были поэты и прозаики, погибшие на войне: П.Коган, Кульчицкий, Майоров, Д.Алтаузен, Е.Петров, А.Гайдар и др.
2. Э. Казакевич «Звезда».
«Звезда» посвящена разведчикам, которые ближе других к смерти, «вечно у нее на виду». Разведчик обладает свободой, немыслимой в пехотном строю, его жизнь или смерть зависят прямо от его инициативы, самостоятельности, ответственности. В то же время он должен как бы отрешиться от самого себя, быть готовым «в любое мгновение исчезнуть, раствориться в безмолвии лесов, в неровностях почвы, в мерцающих тенях сумерек»... Автор замечает, что «при безжизненном свете немецких ракет» разведчиков словно «видит весь мир». Позывные разведгруппы и дивизии Звезда и Земля получают условно-поэтическое, символическое значение. Разговор Звезды с Землей начинает восприниматься как «таинственный межпланетный разговор», при котором люди чувствуют себя «словно затерянными в мировом пространстве». На той же поэтической волне возникает образ игры («древней игры, в которой существующих лиц только двое: человек и смерть»), хотя и за ним стоит определенный смысл на крайней ступени смертельного риска слишком многое принадлежит воле случая и ничего нельзя предугадать.
В обзор вошли литературные произведения о Великой войне более чем известные, будем рады, если кому-то захочется взять их в руки и перелистать знакомые страницы…



3. В. Некрасов «В окопах Сталинграда».
В. Некрасов заложил традицию достоверного изображения будничного течения войны в повести «В окопах Сталинграда» (1946 г.) – («окопная правда»). В целом повествовательная форма тяготеет к жанру романа-дневника. Жанровая разновидность повлияла и на формирование глубоко выстраданного, философско-лирического, а не только внешне-изобразительного отражения событий войны. Рассказ о буднях и кровопролитных боях в осажденном Сталинграде ведется от лица лейтенанта Керженцева.
На первом плане – сиюминутные заботы рядового участника войны. Автор очерчивает «локальную историю» с преобладанием отдельных эпизодов, представленных крупным планом. Героизм В. Некрасов трактует довольно неожиданно для военных лет. С одной стороны, его персонажи не стремятся во что бы то ни стало совершать подвиги, но с другой выполнение боевых задач требует от них преодоления границ личных возможностей, в итоге они обретают истинную духовную высоту. Например, получив приказ о взятии сопки, Керженцев ясно понимает утопичность этого распоряжения: у него нет оружия, людей, но не подчиниться нельзя. Перед атакой взор героя обращен к звездному небу. Высокий символ Вифлеемская звезда, становится напоминанием ему о вечности. Знание небесной географии возвышает его над временем. Звезда обозначила суровую необходимость стояния насмерть: «Прямо передо мной звезда большая, яркая, немигающая, как глаз кошачий. Привела и стала. Вот здесь и никуда».



4. Рассказ М.А. Шолохова «Судьба человека».
Рассказ М.А. Шолохова «Судьба человека» (1956 г.) продолжает тему Великой Отечественной войны. Перед нами столкновение человека с историей. Рассказывая о своей жизни, Соколов вовлекает в единый круг переживаний повествователя. После Гражданской войны у Андрея Соколова «родни хоть шаром покати, нигде, никого, ни одной души». Жизнь пощадила его: он женился, появились дети, построил дом. Потом наступила новая война, которая отняла у него все. У него опять никого нет. В рассказчике будто сконцентрирована вся боль народа: «…глаза, словно пересыпанные пеплом, наполненные такой неизбывной смертной тоской, что в них больно смотреть». От боли одиночества героя спасает забота о еще более беззащитном существе. Таковым оказался сирота Ванюшка – «этакий маленький оборвыш: личико все в арбузном соку, покрытом пылью, грязный, как прах, нечесаный, а глазенки как звездочки ночью после дождя!». Появилась отрада: «ночью то погладишь его сонного, то волосенки в вихрах понюхаешь, и сердце отходит, становится мягче, а то ведь оно у меня закаменело от горя…».



5. Ю. Бондарев «Горячий снег».
Юрий Васильевич Бондарев принадлежит к тому поколению советских писателей, которые пришли в литературу в 50 – е годы, имея за плечами опыт непосредственного участия в Великой Отечественной войне.
Он родился 15 марта 1924 года в городе Орске на Урале в семье юриста. В восьмилетнем возрасте вместе с родителями переезжает в Москву. Война застала его школьником. После окончания артиллерийского училища Ю. Бондарев зимой 1942 г. принимает боевое крещение под Сталинградом. Он форсировал Днепр, освобождал Польшу.
В 1946 г. Ю. Бондарев поступает в Литературный институт им. М. Горького. Первые рассказы молодого писателя появились в печати в 1949 г. Потом они были объединены в сборник «На большой реке», который вышел в 1953 г. В основу рассказов были положены личные впечатления писателя о событиях военных лет. Первая повесть «Юность командиров» (1956) тоже построена на автобиографическом материале, она посвящена жизни курсантов артиллерийского
училища.
Последующие повести «Батальон просит огня» (1957) и «Последние залпы» (1959) упрочили за Ю. Бондаревым славу писателя военной темы. В них раскрывается героизм солдат и офицеров, психология советских людей на войне.
Автор изображает её такой, какой она виделась рядовому участнику событий. Живописная яркость описаний, напряжённый драматизм, точность и тонкость психологического анализа – основные черты стиля Ю. Бондарева.
Роман «Тишина» (1962) рисует после военную жизнь, в которой люди, прошедшие войну, ищут своё место и призвание. А сборник рассказов «Поздним вечером» (1962) и повесть «Родственник» (1969) просвещенны современной молодёжи. Это доказывает, что Ю. Бондарев – писатель широкого плана. Подтверждением этому является и одна из последних вещей Ю. Бондарева – «мгновения».
И всё же Юрий Бондарев – общепризнанный мастер военной темы. Он является одним из автора сценария фильма – эпопеи «Освобождение» (1970), за который в числе других бы удостоен Ленинской премии.
В девятом классе мы предлагаем учащимся прочитать роман Ю. Бондарев «Горячий снег», самим выделить интересующие их проблемы и сформулировать вопросы для обсуждения их в классе.
Почему избрали именно это произведение? Потому, что в романе «Горячий снег» показано решающее сражение войны, битва под Сталинградом, сутки смертельного противостояния, после которого начался наш путь в Берлин. Изображая артиллерийскую батарею, которая приняла на себя удар танкового корпуса Фанштейна, выдержала яростный натиск и почти вся погибла, писатель сумел раскрыть в участниках битвы такие качества, присущие советскому человеку, которые определили не только итог этого страшного боя, но и исход всей войны.
И главная причина выбора романа Ю. Бондарева – это нравственная заостренность повествования, обращённость в наш день, к духовному миру современника. Герои Бондарева с их максимализмом, возвышенным стремлением к совершенству очень близки старшеклассникам, вызывают неизменную любовь и симпатию юных читателей. Нельзя не согласится с мнением критика А. Ланщикова: «Герои Ю. Бондарева истинно и искренне требовательны к себе и чуть снисходительны к слабостям других, что сообщает им ту мягкость характера, которая так привлекает людей. Они мужественны в бою и до последней капли крови отстаивают каждую пядь родной земли. Они упорны в своей деликатности и деликатны в своем упорстве и до последнего вздоха отстаивают свой духовный мир, мир высоких нравственных ценностей своего народа».
Обстоятельства боя потребовали от всех его участников высшего напряжения физических и духовных сил, а критическая ситуация до предела обнажила сущность каждого и определила, кто есть кто. Не все выдержали это испытание. Но все оставшиеся в живых вышли из этого горнила изменившись, через страдания открыв для себя новые нравственные истины. В самом методе изображения войны и человека в экстремальных условиях Ю. Бондарев следует традициям Л. Н. Толстого, осознание которых откроет учащимся смысл преемственности духовных ценностей народа, преемственность литературных традиций.

Заключение.
События Великой Отечественной войны оставили в душе наших людей такой след, который вот уже многие годы не стирается. И чем дальше в историю уходят военные годы, тем ярче перед нами предстает великий подвиг советского народа, отстоявшего честь, свободу и независимость своей Родины, избавившего человечество от фашистского рабства.
Великая Отечественная война показала сущность души русского человека, глубокое чувство патриотизма, колоссальную обдуманную жертвенность. Именно русский народ победил во второй мировой войне. Мы, современники, должны помнить об уроках прошлого, о том, какой ценой завоевано наше счастье и свобода.
Жди меня, и я вернусь.
Только очень жди,
Жди, когда наводят грусть
Желтые дожди,
Жди, когда снега метут,
Жди, когда жара,
Жди, когда других не ждут,
Позабыв вчера.
Жди, когда из дальних мест
Писем не придет,
Жди, когда уж надоест
Всем, кто вместе ждет.

Жди меня, и я вернусь,
Не желай добра
Всем, кто знает наизусть,
Что забыть пора.
Пусть поверят сын и мать
В то, что нет меня,
Пусть друзья устанут ждать,
Сядут у огня,
Выпьют горькое вино
На помин души...
Жди. И с ними заодно
Выпить не спеши.

Список использованной литературы:
1. Ю. Бондарев. Горячий снег. М.: Советский писатель, 1970.
2. Э. Казакевич. Звезда. М. – 1963.
3. В. Некрасов. В окопах Сталинграда. М.: Русская книга, 1995.
4. М.А. Шолохова. Судьба человека. М.- 1983.
Категория: 3. Литературно – художественные произведения о ВОв | Добавил: Leva
Просмотров: 566 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 1.0/7
Всего комментариев: 0
avatar