☆ Приветствуем Вас, Гость! ☆ Регистрация ☆ RSS ☆
   +12

Главная » Файлы » Фестиваль "Первая мировая война" » 1. Герои Первой мировой войны.

Михаил Налетов - создатель первого в мире подводного минного заградителя «Краб»
[ Скачать с сервера (3.07Mb) ] 30.10.2014, 11:27
Работу выполнил – студент ГАОУ АО СПО «Ахтубинский губернский техникум» Жиляев Александр Степанович- группа 23
Руководитель – Гавриченко Галина Михайловна

До Налетова никто не выдвигал мысли использовать подводные лодки для минных постановок.

В 1915 году подводный заградитель был закончен постройкой и получил название «Краб». Действуя на нем, черноморским подводникам удалось 14 июля 1915 года подорвать у выхода из Босфора германо-турецкий крейсер «Бреслау».

М.П. Налетов - ученик младших классов
Михаил Петрович Налетов родился в 1869 году в Астрахани. Его отец — шкипер пароходной компании «Кавказ и Меркурий» — любил мастерить из дерева модели тех судов, на которых сам ходил в дельте Волги. «Именно отец приучил меня думать конструктивно — и головой, и руками», — позднее вспоминал Налетов.
Его детские годы прошли в Астрахани, а среднее образование он получил в Санкт-Петербурге.
 М.П. Налетов - студент Горного института

Смерть отца, необходимость содержать мать и малолетнего брата не позволили молодому человеку получить высшее образование. Ему пришлось экстерном сдавать экзамены на звание техника путей сообщения, чтобы устроиться работать младшим инженером в порт Дальний.


После начала русско-японской войны М.П.Налетов находился в Порт-Артуре. Он был свидетелем гибели броненосца "Петропавловск", на котором погиб знаменитый адмирал С.О.Макаров. Гибель Макарова привела Налетова к мысли о создании подводного минного заградителя.

Будучи человеком деятельным, М. П. Налетов решил строить подводный минный заградитель здесь же, в Порт-Артуре. Не получив поддержки у местного начальства, он начал строить новый корабль на свои скромные сбережения.

В декабре, перед сдачей Порт-Артура, чтобы подводный заградитель не попал в руки врага, Налетов вынужден был разобрать и уничтожить его внутреннее оборудование, а корпус взорвать.
За активное участие в обороне Порт-Артура изобретатель был награжден Георгиевским крестом.

Неудача с постройкой подводного минного заградителя в Порт-Артуре не обескуражила Налетова. Он написал заявление с предложением построить ПЛ во Владивостоке, но морское командование не нашло нужным даже ответить Налетову, полагая, очевидно, что его предложение относится к тем фантастическим изобретениям, на которые не следует обращать внимания.

Несколько лет титанической работы, горы чертежей и целых четыре (!) проекта понадобилось выполнить Михаилу Налетову, чтобы убедить морских бюрократов в необходимости включить подводный минный заградитель в состав русских флотов. Инженер отказался от донного сбрасывания мин и предложил новую (кормовую) систему перемещения зарядов.

И вот в 1909 году в Николаеве на заводе «Наваль» состоялась закладка корпуса корабля нового типа.

Однако контрактные сроки были сорваны. Во-первых, завод «Наваль» не имел опыта строительства подобных аппаратов, во-вторых, отсутствовали квалифицированные инженерные кадры, в-третьих, в ходе работ несколько раз менялись исходные характеристики заградителя (водоизмещение, дальность хода, конструкции мин, типовые характеристики двигателей) и, наконец, в-четвертых, непрерывные склоки представителей заказчика и исполнителя. В результате производственных интриг Михаил Налетов был отстранен от руководства строительством «Краба» и превратился в простого консультанта.

В приказе по Морскому ведомству № 17, подписанном морским министром, говорилось: «Предписываю подводную лодку «Краб» зачислить в действующий флот с 25-го июня 1915 года».

  "Краб" перед спуском на воду

За время войны «Краб» выставил не одно заграждение перед Босфором.
Заградитель выставил минное заграждение у Босфора для обеспечения безопасности перехода нового линкора «Императрица Мария» из Николаева в Севастополь. 

Из-за несовершенства керосиновых двигателей и неполадок в конструкции заградитель в конце 1916 года поставили на капитальный ремонт, но он так и не был завершен.
В июне 1918 года "Краб" попал в руки германского, а затем англо-французского морского командования. Перед бегством из Севастополя в 1919 году английские интервенты затопили все находившиеся там русские подводные лодки, в том числе и «Краб».
М.П. Налетов со своими родственниками. Лето 1937 года (слева направо: Н.М. Бовина, Ф.П. Халютин, В.М. Федяевская, К.К. Федяевский, А.А. Налетов, М.П. Налетов и П.А. Бовина
Интернет-ресурсы
http://nvo.ng.ru/notes/2005-07-15/8_miner.html
http://book.uraic.ru/elib/pl/lodki/krab.htm
http://hobbyport.ru/ships/krab.htm
http://wunderwafe.ru/WeaponBook/Krab/chap03.html
http://maxpark.com/community/14/content/1728114
http://fraza.ua/analitics/04.02.14/185125/zhizn_i_sudba_kraba_110_let_nazad_byl_postroen_pervyj_v_mire_podvodnyj_minnyj_zagraditel.html
http://www.redov.ru/voennaja_istorija/_krab_pervyi_v_mire_podvodnyi_minnyi_zagraditel/p4.php
http://www.liveinternet.ru/users/misteroon/post24346325
https://lib.rus.ec/b/205176/read
http://www.eg-online.ru/article/190611/
Категория: 1. Герои Первой мировой войны. | Добавил: stiv
Просмотров: 240 | Загрузок: 23 | Рейтинг: 1.0/3
Всего комментариев: 0
avatar