☆ Приветствуем Вас, Гость! ☆ Регистрация ☆ RSS ☆
   +12

Главная » Файлы » Фестиваль "70-лет Победе в ВОв" » 2. Мой край в годы войны.

По следам фотографии из школьного музея
[ Скачать с сервера (8.50Mb) ] 27.05.2015, 11:00
Муниципальное образовательное учреждение
Никольская средняя школа
Торжокского района Тверской области
Направление «Мой край в годы войны»
Тема «По следам фотографии из школьного музея»
Автор: Макаров Максим, 7 класс
Руководитель: Макарова Лариса Евгеньевна, учитель истории

В школьном музее висит старая фотография, с которой смотрят на нас 4 летчика, квартировавшихся в селе Никольское в 1942 – 1943 годах. На обратной стороне фотографии надпись – «На память нашему постоянному повару Анне Михайловне от Маричева П.А., от Каракулова П.К., от Харламова Н.М. и от квартиранта Байдукова Георгия Филипповича в дни суровой Отечественной войны 1943г.»
Расспрашивая наших односельчан о том времени и прочитав статью из книги И.А.Бондаренко «На земле и в небе Новоторжской» (Торжок, Тверь 2007), мы выяснили, что действительно в период Великой Отечественной войны в 1941-1943 годах в селе Никольское размещался штаб 212 штурмовой авиационной дивизии (ШАД). Командовал дивизией полковник Георгий Филиппович Байдуков.
Георгий Филиппович Байдуков родился 26 мая 1907 года в семье железнодорожников в Новосибирской области. Георгий Филиппович Байдуков прошел через тяжелые испытания еще в детстве. Потеряв родителей в 9 лет, он оказался лишним и в Барабинском интернате Новосибирской области, откуда был исключен. Снова жизнь бродяги. С 14 лет работал строителем на сибирской железной дороге. В 1926 году сумел окончить Омскую профессиональную техническую школу.
В те трудные для всей страны годы, «путевку в жизнь» многим советским юношам давала армия.
Георгий Филиппович в 1928 году окончил Качинскую военную авиационную школу летчиков и стал летчиком-истребителем в строевых частях ВВС.
В 1931-1934гг. Георгий Филиппович как летчик-испытатель Научно-испытательного института ВВС (НИИ ВВС), провел ряд испытательных работ на самолетах-истребителях, участвовал в отработке методов «слепых» полетов и посадок. Именно здесь произошло знакомство двух авиационных витязей, «сталинских соколов»- Байдукова и Чкалова. Это знакомство переросло в крепкую мужскую дружбу, которой, по словам В. В. Чкаловой, Байдуков «остался верен до конца своих дней, пережив друга на много десятков лет».
С 1934 года он уже учился на инженерном факультете Военно-воздушной академии имени Н. Е. Жуковского. Весной 1935 года Георгий Филиппович откомандирован из академии для подготовки к трансарктическому перелету на самолете АНТ-25. В начале августа 1935 г. В составе экипажа С. А. Леваневского участвовал в попытке перелета, прерванного из-за технических неполадок. После этого продолжил дальнейшие испытания АНТ-25.
20 - 22 июля 1936 года на самолете АНТ - 25 Георгий Филиппович в качестве второго пилота (командир - В.П. Чкалов, штурман - А. В. Беляков) совершил беспосадочный перелет из Москвы через Северный Ледовитый океан, Петропавловск-Камчатский на остров Удд (ныне – остров Чкалова в устье Амура ) протяженностью 9.374 км (полетное время 56 ч 20 мин ).
В. П. Чкалов в своей книге «Наш полярный рейс» пишет о совместной работе с Г. Ф. Байдуковым: «Предлагаю Егору вести самолет вслепую. Егор, этот изумительный мастер слепого полета, смело полез в стену циклона. Все скрылось из поля зрения. Самолет, со всех сторон закрытый облаками, стал мгновенно покрываться прозрачным льдом… Открыв кран до отказа, Байдуков добился прекращения обледенения на винте… »
За мужество и героизм, проявленные при выполнении этого перелета, Байдукову Г.Ф. 24 июля 1936 года было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина. После учреждения знака особого отличия для Героев Советского Союза 4 ноября 1939 года ему была вручена медаль «Золотая Звезда» №10.
18-20 июня 1937 года Георгий Филиппович на самолете АНТ-25 в составе того же экипажа совершил беспосадочный перелет Москва-Северный полюс-Ванкувер (США) протяженностью 8.504 км.
С 1937 года Георгий Филиппович летчик-испытатель авиазавода № 22 (г. Москва);испытывал серийные бомбардировщики СБ и Пе-2, принимал участие в испытаниях самолета ДБ-А. 14 мая 1937 года на самолете ДБ-А установил мировой авиационный рекорд скорости полета. Георгий Филиппович участвовал во всех крупнейших военных сражениях конца 30-х гг.
Участник советско-финляндской войны 1939-1940 годов в составе 85-ого бомбардировочного авиационного полка. В январе-феврале 1940 года совершил 8 боевых вылетов на бомбардировщике ДБ-3. Был награжден орденом Красного Знамени.
Как опытному , мужественному летчику и хорошему организатору Г.Ф. Байдукову во время Великой Отечественной войны было поручено командовать штурмовой авиационной дивизией. Комиссаром дивизии был П.Н. Духновский, начальником штаба - полковник М.А. Баранов.
Штаб 212-й ШАД размещался в доме колхозника Луковникова в нашем селе. Полки дивизии дислоцировались на аэродромах Рудниково и Машутино.
Полки 212 шад размещались на территории Рудниковского сельского совета. Именно там началась фронтовая биография Георгия Тимофееевича Берегового. Старожилы поселения еще помнят молодого красивого летчика Жору Берегового.
Люди приходят к славе разными путями. Георгий Береговой пришёл к ней, пожалуй, самой трудной дорогой - дорогой риска и отваги. Он добыл свою славу в бою, как берут войска хорошо защищенную крепость: знаниями, воинским умением и не знающим колебания мужеством. В боях с врагом он продемонстрировал своё мастерство, пройдя через горнило войны на Калининском, Воронежском, 1-м Украинском фронтах, а со 2 сентября 1944 года - на 2-м Украинском фронте, где сражался в боях за Румынию, Венгрию и Чехословакию в прославленном 5-м Гвардейском авиационном корпусе, которым командовал хорошо известный в нашей стране ещё до войны Герой Советского Союза генерал - лейтенант авиации Николай Петрович Каманин.
О своей боевой деятельности Георгий Тимофеевич говорит скупо:
- Воевал на Калининском, Центральном, Степном, 1-м и 2-м Украинских фронтах. Половину войны прошёл с боевыми друзьями в авиационном корпусе, которым командовал Герой Советского Союза Николай Петрович Каманин. Первый вылет совершил под Ржевом, последний - под чешским городом Брно. Что же касается боевой работы, то её для наших "Илов" хватало: налёты на фашистские аэродромы, обработка вражеских коммуникаций, уничтожение артиллерийских и зенитных позиций...
К апрелю 1945 года, командир эскадрильи 90-го Гвардейского штурмового авиационного полка Гвардии капитан Г. Т. Береговой совершил 186 боевых вылетов. Бомбил и штурмовал вражеские танки, артиллерийские батареи, речные переправы и эшелоны, 3 раза был сбит, 3 раза горел в самолёте, но всегда возвращался в строй.
За мужество и отвагу, проявленные в боях с врагами, 26 октября 1944 года удостоен звания Герой Советского Союза.
Полковник Байдуков с летчиком Уховым жили в доме напротив Луковниковых. В этом доме жила семья Бобина. В доме Новоселовых размещался особый отдел, и жил в нем начальник отдела Алексей Иванович. Жаль, что фамилию его уже никто из сельчан не помнит.
В домах крестьян колхоза «Тревога» жили летчики Валуев, Журов, Востряков, Вострошнутов, Клавдия Липова (Шишкова) и др.
Клавдия Ивановна родилась в селе Никольском. В 1942 году рядом с ее домом располагался штаб 212 ШАД, которой командовал Байдуков Г.Ф.. Клаве исполнилось 18 лет. Молодая девушка идет добровольно служить в ряды Красной Армии связисткой. До конца войны она была с этой дивизией. В трудных фронтовых условиях работала по 10-14 часов в сутки, обеспечивая командованию быструю и надежную связь.
Клавдия Ивановна была награждена орденом Отечественной войны 2 степени, медалью «За боевые заслуги», юбилейными медалями.
После войны она вернулась домой, вышла замуж, проживала в деревне Соколово, родила двух дочерей, работала в колхозе имени 1 Мая.
Фронтовые товарищи остались верными друзьями и после войны. Клавдия Ивановна тяжело болела. Каманин, Байдуков, Береговой пытались помочь ей. Устраивали на лечение в Москву, она гостила в Звездном городке. Однополчане встречались и на тверской земле. Последний раз они приезжали к Клавдии Ивановне в начале 80-х.
Из Никольского летчиков на аэродром возили на автомашинах.
Жители села в зимнее время привлекались к расчистке дороги от снега от Никольского до аэродрома в Рудникове и Машутине.
За успешное выполнение боевых заданий на фронте 1 мая 1943 года 212-й штурмовой авиационной дивизии было присвоено гвардейское звание, и в дальнейшем она именовалась 4-й гвардейская штурмовая авиационная дивизия. Командовал дивизией гвардии генерал-майор авиации Г.Ф. Байдуков.
Георгий Филиппович был не только прекрасным летчиком, отличным организатором и руководителем , но и талантливым писателем. Его перу принадлежат художественные и публицистические произведения. Георгий Филиппович- член Союза писателей СССР.
Жизнь Георгия Филипповича - уникальный пример беспредельного мужества, героизма , самоотверженности во имя своей страны. Трудное детство было у многих в суровые 20-е годы, но лишь сильные духом, такие мальчишки, как Георгий Байдуков, смогли добиться своей цели. У нас есть чему поучиться у Георгия Филипповича.
Вот так фотография из школьного музея соединила воедино историю нашего поселения и историю нашей страны, проложила дорожку от полей до звезд.

Список литературы
1. И.А.Бондаренко «На земле и в небе Новоторжской» (Торжок, Тверь 2007).
2. Интернет-ресурсы о героях
3. Воспоминания жителей
Категория: 2. Мой край в годы войны. | Добавил: 2-7
Просмотров: 162 | Загрузок: 1 | Рейтинг: 1.0/4
Всего комментариев: 0
avatar