☆ Приветствуем Вас, Гость! ☆ Регистрация ☆ RSS ☆
   +12

Главная » Файлы » Фестиваль "70-лет Победе в ВОв" » 3. Дети войны.

"Он помнит о войне"
[ Скачать с сервера (56.5Kb) · Скачать удаленно (56 Кб) ] 10.12.2014, 23:53
Полное название учебного заведения, город: областное государственное бюджетное учреждение среднего профессионального образования «Индустриальный техникум г.Сасово», г.Сасово, Рязанская область.
Категория творческой работы: «Дети войны»
Тема работы: «Он помнит о войне»
ФИО автора, группа: Саркисян Андрей Валерьевич, группа М-10-3, профессия «Машинист локомотива»
ФИО руководителя работы, должность: Кузнецова Ольга Викторовна, педагог-организатор.

Говорят, что маленькие дети не помнят своего детства, но дети блокадного Ленинграда помнят многое. Анатолий Александрович – коренной ленинградец, ныне живущий в городе Сасово. С началом войны, когда ему было всего пять лет, семья переехала к тётке (сестре отца). Так было проще прокормиться и обогреться – в комнате, где жили все члены большой семьи, стояла буржуйка. Анатолий Александрович помнит многочисленные бомбёжки, трещины в стенах дома от близких взрывов, куски жжёного сахара, принесённые кем-то с горящих Бадаевских продовольственных складов. В первую военную зиму умер отец. Хоронить его ни у кого не было сил, и открытый гроб с телом простоял всю зиму рядом с домом. В 1942 году слегла мать Анатолия, у неё выпали все волосы, потом она перестала подниматься с постели. Родственники говорили, что она съела холодец, купленный на рынке, а холодец этот был приготовлен из человеческого мяса. Летом того же 1942 года женщина умерла от неизвестной болезни. Потом умерла и младшая сестрёнка Анатолия. Тётка решила отдать мальчика и его брата в детский дом, но из-за дистрофии Анатолия Александровича распределили с братом в разные детские дома, и больше они не встречались.
Единственной заботой, как вспоминает Анатолий Александрович, была еда. Он даже как-то умудрился съесть фикус и почти пачку соли. Помогло то, что взрослые вовремя заметили неладное и промыли мальчику желудок. А ещё голодные дети заворачивали обычный речной песок в листья подорожника и ели, представляя, что это блинчики с сахаром. Осенью 1942 года детский дом эвакуировали на барже по Ладоге. В дороге матросы накормили оголодавших детей, от чего дети, с непривычки, чуть не умерли, вспоминает Анатолий Александрович. После долгой дороги ребят привезли на Урал. Эшелон, в котором ехал маленький Толя, благополучно добрался до Нижнего Тагила, а два других эшелона с детьми-ленинградцами немцы разбомбили. В детском доме ребят из блокадного Ленинграда постепенно откормили и поставили на ноги. Анатолий Александрович вспоминает, что главный бухгалтер детдома вынуждена была отказаться от своего сына, чтобы того признали сиротой и взяли в тот же детский дом (родственников пристроить туда было невозможно). А ребята, наконец, отъевшись, стали припрятывать хлеб, чтобы по выходным дням выбрасывать его из окон. Подбирать этот хлеб приезжали голодные «тёти и дяди», а ребята мечтали встретить среди них своих родителей.
В 1943 году Анатолия усыновила семья Гартье. Отношения в новой семье не заладились, Толя постоянно убегал из дома, надеясь найти уцелевших родственников. Мальчик хорошо помнил своих настоящих родителей. Зеленцовы (это фамилия родителей Толи) были простыми тружениками, а приёмные родители – Гартье – интеллигентами, заядлыми театралами. Александр Николаевич Гартье - инженер-энергетик, начальник электроремонтной мастерской «Тагилстроя». В своё время был репрессирован и участвовал в строительстве Беломорканала. В результате переселения попал на Урал, в Нижний Тагил, там и остался. Его жена, Агнесса Эдуардовна, также была репрессирована. Она всю жизнь собирала книги, в доме была большая библиотека. Окончила знаменитую немецкую школу Петер-шулле (её отец происходил из Прибалтийских немцев), знала три языка. Агнесса Эдуардовна перевела много различной документации, оставшейся от немцев. В семье Гартье усыновлённого мальчика воспитывали в строгости. Потом, став взрослым, Анатолий Александрович, понял, что именно такое воспитание помогло ему избежать беспризорного скитания и тюрьмы. И, в знак своей любви и уважения к приёмным родителям, оставил на всю жизнь себе их фамилию – Гартье. Но долгое время мальчик не хотел принимать своих новых родителей. До третьего класса Анатолий воспитывался дома, потом родители отдали его в школу. В 1955 году, закончив семилетку, Анатолий поступил в Таганрогскую школу ФЗО на плотника-опалубщика. Решил, что эта профессия в жизни пригодится обязательно. Через 10 месяцев, после окончания школы, стал работать плотником. В 1958 году его как комсомольского активиста рекомендуют на учёбу в Баку, в индустриальный техникум Главного управления трудовых резервов. Проучившись два года, Анатолий уходит на службу в ряды Советской Армии. Служба проходила в Ленинграде, в железнодорожных войсках, в лаборатории строительных материалов. Эта лаборатория осуществляла контроль материалов, используемых для строительства мостов и сооружений.
Именно во время службы в Ленинграде Анатолию пришла в голову мысль написать в газету «Ленинградская правда» и попытаться что-нибудь узнать о своих родных, о Зеленцовых. Ему пришёл ответ, и парень узнал адрес той самой тёти Шуры, сестры отца, в квартире которой они жили в блокаду. Так у Анатолия Александровича появились тётки, двоюродные сёстры и братья, не удалось только застать в живых родного брата, сказались последствия блокады.
Продолжалась служба в рядах Вооружённых Сил СССР. В 1962 году Гартье ездил на побывку в Нижний Тагил, к своим приёмным родителям, отношения с которыми к тому времени стали тёплыми и дружескими. После демобилизации вернулся в Баку, доучиваться в индустриальном техникуме.
В 1964 году в составе студенческого отряда комсомольцев Азербайджана Анатолий уехал в Северный Казахстан, на целину. Работали на строительстве школы и клуба. Впоследствии Анатолия Александровича наградили юбилейным нагрудным знаком «10 лет освоения целины». Также за свои трудовые заслуги вместе с членами ЦК комсомола Азербайджана Гартье ездил в Москву, в Кремлёвский Дворец Съездов, где чествовали лучших представителей комсомола страны.
После окончания техникума, в 1965 году, А.Гартье был направлен на работу в Томское управление трудовых ресурсов. Работая преподавателем, а затем старшим мастером в ПТУ-19 г.Томска, показал себя с лучшей стороны и был награждён в 1970 году юбилейной медалью в честь 100-летия со дня рождения В.И.Ленина. Потом Анатолий Александрович был переведён на работу в Томское территориальное управление строительства, в учебный комбинат, где помимо преподавательской деятельности стал заниматься общественной работой. Гартье избрали секретарём партийной организации. И там же, в учебном комбинате, встретил свою будущую жену – Розу Владимировну, которая после окончания Куйбышевского индустриального техникума работала там мастером швейного производства. В 1978 году Анатолий Александрович окончил Томский инженерно-строительный институт.
В семье Гартье родились две дочери – Галина и Лариса. Старшая дочь, Галина, окончила Томское кулинарное училище и работала впоследствии в Сасове поваром в столовой машзавода. Лариса, младшая дочь, училась в Сасовском ПТУ-19 на швею, затем окончила Новокуйбышевский техникум. Именно Лариса стала причиной переезда семьи Гартье в Сасово – по медицинским показаниям ей нельзя было жить в условиях сурового уральского климата. Переехали к родственникам в Сасово. Это было в 1980 году. Анатолий Александрович был назначен начальником отдела капитального строительства завода «Станколиния». В 1983 году, по зову партии, в целях усиления кадров в системе образования, перешёл на работу в школу №6 учителем трудового обучения. Там и проработал до 2009 года. В 1987 году был представителем города Сасово на областном Празднике труда, где А.А.Гартье наградили Почётной грамотой Рязанского обкома КПСС, облисполкома, облсовпрофа и обкома ВЛКСМ за достигнутые высокие показатели в областном социалистическом соревновании и подарили телевизор.
А.А.Гартье – член правления областной общественной организации «Жители блокадного Ленинграда». С октября 2010 года – член Президиума горрайсовета ветеранов войны, труда, вооружённых сил и правоохранительных органов.
У Анатолия Александровича и Розы Владимировны – три внучки, внук, правнук и правнучка. Дочь Ларисы заканчивает тот же техникум, что и её мать, и тоже по профессии швея. Сын – ученик 4 класса. Одна из дочерей Галины – Елена – работает инженером по восстановлению лесопосадок в Шиловском лесхозе. Закончила Сасовский технологический техникум с отличием, а затем – лесотехническую академию в Мытищах. Ещё одна дочь Галины – Татьяна – работает главным бухгалтером строительного треста в Новокуйбышевске. Анатолий Александрович по праву считает всю свою семью воспитанниками трудовых резервов.
Ещё несколько интересных фактов из жизни его близких родственников. Несмотря на то, что семья Гартье была репрессирована, сестра приёмного отца Анатолия Александровича, Елизавета Николаевна, всю жизнь проработала стенографисткой в Москве, в Министерстве связи. Она стенографировала все материалы съездов КПСС, даже будучи на пенсии. Брат отца – Юрий Николаевич Гартье – погиб в авиакатастрофе вместе с Яном Фабрициусом, легендарным героем гражданской войны, спасая других пассажиров от неминуемой гибели. Авиакатастрофа произошла в 1921 году под городом Сочи. О подробностях гибели своего дяди Анатолий Александрович узнал на встрече, посвящённой юбилею Яна Фабрициуса. Там он встретился с Соней Барк. Эту женщину и её сына спас Юрий Гартье, вытолкнув из самолёта, терпящего крушение.
Кроме А.А.Гартье в Сасове проживают ещё несколько человек, которые были детьми во время войны и жили в блокадном Ленинграде:
Ларкина Любовь Игнатьевна, Николаев Станислав Николаевич,
Великосельская Галина Григорьевна, Самойлова Ирина Владимировна.
Анатолий Александрович – частый гость у студентов индустриального техникума. Встречи с ним вызывают интерес не только у подрастающего поколения, но и у педагогов. Интересный рассказчик, обаятельный человек, он каждый раз не только делится своими воспоминаниями, но и комментирует события, происходящие в нашей стране, в нашем городе, даёт напутствия ребятам, отправляющимся на службу в армию, советует, отвечает на вопросы. На нашу очередную встречу Анатолий Александрович пришёл после участия в празднике «Последнего звонка» в двух школах города. Расставаясь, пообещал, что в следующий раз придёт к нам в техникум в конце июня, на выпускной вечер: «Обязательно приду поздравить ребят. Ведь все мы – воспитанники трудовых резервов!»
АНАТОЛИЙ ГАРТЬЕ. МОНОЛОГ.
Среда обитания воспитывает человека, а он сам становится строителем своей судьбы.
История моего усыновления. Семья Гартье – Александр Николаевич и Агнесса Эдуардовна – семья интеллигентов. Своих детей у них не было, поэтому они взяли меня на воспитание из детского дома. Помыслы у них были благородные, только методы не всегда педагогичные. И хотя я помнил о смерти своих родителей, они мне доказывали то, что я их родной сын. А я хорошо помнил свою жизнь в блокадном Ленинграде, и не мог смириться с их ложью. Они очень заботились о моём здоровье, поэтому каждый день заставляли меня делать зарядку, обливаться холодной водой. А также каждый вечер перед сном меня ставили на колени перед иконой, чтобы я молился. Дома меня научили читать и писать, поэтому после практических испытаний приняли в школу сразу в третий класс. Строгие указания и постоянный контроль за выбором друзей лишали меня самостоятельности. Противостояние непедагогичным действиям приёмной матери в сочетании с физическими воздействиями привели к тому, что я сбежал из дома.
Школьные годы. Школа – это новые друзья, воспитание на примере пионеров-героев Великой Отечественной войны и Павлика Морозова. Моё стремление стать пионером в семье не одобрили. Я был сторонником коллективизма, поэтому, несмотря на недовольство родителей, всё-таки стал членом пионерской организации. Потом, после вступления в комсомол, стал пионервожатым. Учился я средне, чем огорчал своих приёмных родителей. То, что я стал пионером, а затем комсомольцем, было началом моей общественной работы – с 1968 по 1990 г.г. являлся членом КПСС, из них в течение девяти лет был секретарём партийной организации учебного комбината в Томске.
Вот эта улица, вот этот дом. Наш дом находился в районе ВЖР (высокогорного железного рудника). Через дорогу располагался лагерь заключённых. Каждый день по дороге на стройку проходили колонны заключённых и военнопленных. В соседних бараках жили горняки и строители, а в конце сороковых годов по оргнабору ещё приехали рабочие, завербованные в Молдавии, Украине, Казахстане и Мордовии. Разношёрстная улица наложила свой отпечаток на взаимоотношения. Некоторые ребята были не очень дружны с законом, однако улица их считала героями. Я постоянно сбегал из дома, потому что хотел поехать в Ленинград искать родственников. Сотрудники милиции и детприёмников возвращали меня обратно. В сентябре 1955 года я последний раз сбежал из дома и волей судьбы оказался в Таганрогском детском приёмнике. Там-то меня и определили в школу ФЗО системы трудовых резервов. Я занялся спортом, бросил курить. Сразу же после окончания учёбы пошёл работать на стройку.
Уроки жизни. Пройдя эти сложные жизненные этапы, я решил стать педагогом. Поставил перед собой задачу: уберечь подростков от поступков, связанных с правонарушениями, вовремя дать им правильные советы. В разные годы я работал в профтехучилище, учебном комбинате и общеобразовательной школе. Сейчас, находясь на заслуженном отдыхе, продолжаю принимать участие в воспитании молодого поколения, теперь уже в составе президиума Совета ветеранов г.Сасова и как член правления областной общественной организации «Жители блокадного Ленинграда»
Пройдя сложный жизненный путь, я с благодарностью вспоминаю своих приёмных родителей. Именно благодаря их строгому воспитанию, их мудрым советам я в конечном итоге получил прекрасную профессию, высшее образование и, может быть, миновал тюремной судьбы. Поэтому я оставил себе их фамилию – Гартье – и продолжаю её носить до сих пор.
Категория: 3. Дети войны. | Добавил: Келауридзе | Теги: детдом, Сирота, Блокада, приёмные родители
Просмотров: 353 | Загрузок: 132 | Рейтинг: 1.0/6
Всего комментариев: 0
avatar