☆ Приветствуем Вас, Гость! ☆ Регистрация ☆ RSS ☆
   +12

Главная » Файлы » Конференция против экстремизма » 5. Экстремизм в современном интернет пространстве

Молодежная среда-территория без экстремизма и
[ Скачать с сервера (24.1Kb) ] 22.12.2015, 15:35
На современном этапе международная информационно – коммуникационная сеть Интернет активно используется для размещения экстремистских материалов. Проблема носит общемировой характер и весьма актуальна для Российской Федерации, как одного из главных участников мирового политического процесса. Используя Интернет и возможности компьютерной коммуникации, идеологий экстремистских движений и групп активно воздействуют на сознание людей, а особенно молодежи. В результаты в последние годы происходит обострение проблемы экстремизма, который в настоящее время может рассматриваться как проблема общегосударственного значения и угроза национальной безопасности России.
В 2013-2014 гг. целым рядом руководителей правоохранительных органов, органов исполнительной и законодательной власти Российской Федерации, включая президента В.В Путина, была отмечена необходимость уничтожения действующего законодательства и мер репрессивного характера для лиц, совершающих правонарушения с использованием сети Интернет, а также создание развитой, адекватной системы профилактики и предупреждения преступлений данной категорий.
Обеспечение национальной безопасности в сфере информационных технологий, усовершенствование нормативно-правовой базы и разработка новейших технических средств для противодействия распространению экстремистских идей в информационном пространстве России являются одними из приоритетных задач, как для органов государственной власти, так и правоохранительных органов.
В настоящее время Российская Федерация находится на прогрессивном этапе развития. Формируется стабильная экономика, налаживаются международные политические и торговые отношения, появляются предпосылки создания гражданского общества.
Несмотря на положительные процессы, возникают и проблемные ситуации в общественных отношениях. Появляются определенные разногласия, противоречия, приоритет личных интересов над общественными.
Нередко отстаивание личного интереса проявляется в крайних формах, противоречащих принятым нормам и ущемляющим права других граждан. Одна из таких форм – экстремизм.
Появление экстремизма, сепаратизма является серьезной угрозой становления гражданского общества в Российской Федерации, развития государственных и общественных институтов.
Наиболее серьезным аспектом данной проблемы является то, что экстремизм в большей степени распространяется среди молодежи. Причем вопреки всем рассуждениям экстремизму подвержена не только молодежь с низким уровнем образования, но и обучающаяся в высших учебных заведениях или уже имеющая высшее образование.

Также данная проблема актуализируется тем, что возраст молодых людей, проявляющих экстремизм, снижается. Ведомые какими-либо лидерами, сообществами или убеждениями, навязанными старшим поколением, школьники, не осознавая всей пагубности ситуации, активно проявляют религиозную нетерпимость, национализм, вандализм.
Экстремизм заключается в утверждении и отстаивании своих взглядов определенной социальной группой в достаточно деструктивных формах, принимающих криминальный характер, ущемляющих права других социальных групп, индивидов.
е секрет, что за последнее время наблюдается всплеск этнической преступности и экстремизма в России. Он появляется не только в районах с напряженной религиозной, этнической, национальной ситуацией, но и в достаточно стабильных регионах, где народы на протяжении столетий проживали вместе, формировали общую культуру, мировоззрение, вели совместную социально-экономическую и хозяйственную деятельность.
Ярким примером могут служить различные религиозные акции в дни исламских праздников Республики Татарстан 2012 года. Среди которых несанкционированные выступления радикального толка, демонстрация экстремистской символики, призывы к национальной неприязни и недовольство государственным устройством.
Также происходили стычки движений футбольных фанатов, антифашистов, различных неонацистских группировок.
Нередко в новостях озвучивались события экстремистского характера со стороны неофашистов и антифашистов города Казани. Наиболее распространенными среди них были драки в общественных местах, выкрикивание националистических лозунгов и т. п.
Прошли те времена, когда можно было говорить лишь о скинхедах и антифашистах. В современной России в целом, появляется множество экстремистских группировок, включая религиозной направленности, имеющих свою особую идеологию, методы и механизмы ее продвижения.
Осознавая пагубность развития экстремизма, который может перерасти в крупный конфликт, гражданскую войну, национальную катастрофу, препятствующих устойчивому развитию государства, политические деятели сформировали систему табу, например на
символику, неприязнь на этнической и религиозной почве, различные несанкционированные мероприятия и т. п.
Социокультурное табу представляет собой определенный запрет на какую-либо деятельность, взгляды, которое зародилось в первобытном обществе и, трансформируясь, видоизменяясь, существует и сейчас, оказывая значительное влияние на развитие социальных институтов.
Табуирование различных тем подразумевает под собой сознательное умалчивание специфической информации, которая запрещена для свободного доступа. На табуируемые темы «наклеивается ярлык» запрета. Система запретов основана на нормативно-правовых актах, определенной политике властных структур, норм принятых в обществе, механизмах торможения продвижения информации в средствах массовой коммуникации.

Какое-либо обновление, изменение данной системы табу осуществляется исходя из принципов общественной значимости, уверенности в том, что это создаст основу для инновационного развития государства и общества.
Тем не менее, сформированная система социокультурного табу в отношении экстремизма подвергается попыткам деконструкции.
На современном этапе развития Российской Федерации активные процессы деконструкции табуированных тем можно наблюдать в сети Интернет. Ее можно с уверенностью назвать одной из современных публичных арен. Так, в «Концепции публичных арен» С. Хилгартнера и Ч. Л. Боска «публичными аренами являются исполнительная и законодательная ветви власти, суды, телефильмы, кино, средства массовой информации (телевизионные службы новостей, журналы, газеты и радио), организации, занимающиеся проведением политических кампаний, группы социального действия, сфера прямых почтовых обращений и просьб (direct mail solicitations), книги, касающиеся социальных вопросов, научные сообщества, религиозные организации, профессиональные общества и частные фонды. Именно в этих институтах происходят обсуждение, отбор, определение, формулировка, драматизация, оформление и представление общественности социальных проблем». Таким образом, Интернет-пространство также можно считать платформой публичных арен в виду того, что многие из указанных социальных и политических институтов имеют электронную версию. Например, многие газеты, журналы, органы власти обзавелись электронным адресом. Наравне с официальными институтами в сети Интернет регистрируются и группы социального действия, которые нередко нацелены на деконструкцию табу, сложившихся в реальном обществе. Это могут быть функционеры нетрадиционной сексуальной ориентации, педофилы, экстремисты, террористы и многие другие. Такая ситуация сложилась благодаря тому, что система интернет-коммуникаций становится достаточно доступной среди широких масс населения, подвержена слабому контролю со стороны правоохранительных органов даже в развитых государствах мира, таких как Великобритания, Франция и т. п. Примером того служит наличие сайтов, в которых содержится идеология экстремистского толка, последователи которой могут координировать свою деятельность с помощью электронного взаимодействия, выражать свою точку зрения на общедоступных форумах, призывать к радикальным действиям и террору.
Экстремистские и радикальные функционеры и группы социального действия в виртуальном пространстве деконструируют табу, воздействуя на мировоззрение других пользователей сети Интернет различными способами. Одним из таких механизмов является создание визуальных образов положительно описывающих радикальные точки зрения.
Изображение, как визуальная коммуникация, является одним из наиболее эффективных способов восприятия получаемой информации человеком [10]. Ж. Бодрийяр в своей книге
«Общество потребления» отметил, что современный человек живет среди различных образов и знаковых систем, с помощью которых ему транслируются различные ценности. Причем человек достаточно легко потребляет детально продуманные визуальные образы, которые создаются заинтересованными в том носителями различных идеологий.

Получая информацию от визуальных источников, таких как картинки, фотографии, символы, люди воспринимают и точку зрения модератора виртуального сообщения.
Восприятие визуальных источников экстремистской информации может менять мировоззрение людей, их сознание, взгляд на тот или иной вопрос. Люди могут стать как сторонниками, так и противниками той или иной темы, продвигаемой автором визуального сообщения.
Авторы экстремистских материалов Интернет-пространства, несомненно, стараются тщательно продумать конструирование визуального сообщения, таким образом, чтоб оно принесло ощутимый социальный эффект.
Достаточно проанализировать изображения, пропагандирующие экстремизм, для того чтобы понять их сущность.
Например, часто в сети Интернет можно обнаружить изображение мужчины с азиатской внешностью, хорошо вооруженного в соответствующей экипировке, с воинственным выражением лица. Как правило, присутствуют символы ислама — зеленая повязка на голове, арабская вязь.
На одном из изображений боевик прощается с женщиной, у которой на руках ребенок. Внизу надпись на русском языке: «Свою ненависть передай другим поколениям». Примечательно то, что надпись на русском языке. По всей видимости, она рассчитана не только на местное население, но и на остальную Россию.
Этот образ может вызвать положительные ассоциации у контактной аудитории, что приводит к деконструкции табу. Данное визуальное сообщение, распространяясь на обширные массы населения, приводит к разрушению закрепленных норм и правил. Образ экстремиста становится примером для подражания, он выступает как борец за справедливость. Сформированный образ этого боевика ментально близок широкой аудитории, так как у него есть жена, дети, но испытывая ущемление своих взглядов, он вынужден бороться.
Демократическое устройство государства, ослабление федерального законодательства в исламских республиках, слабый механизм информационного контроля неофициальных
средств коммуникаций, развитие информационных технологий и доступность компьютерной техники создают оптимальные условия для распространения визуального экстремизма в сети Интернет, деконструируя тем самым сложившуюся систему социокультурного табу.
В последнее время распространенным способом деконструкции табу в Российской Федерации является музыка экстремистского толка. Т. Адорно в своей работе «Социология музыки» заметил, что людей привлекает красивая мелодия, ее стиль, ритм. Вместе с этим, при помощи музыкального исполнения людям может передаваться определенный социальный смысл, заложенный создателем произведения. Так и во многих музыкальных произведениях, выложенных в сети Интернет с радикальным подтекстом, используется современный стиль, ритм, который в частности моден среди молодежи. Слушая такую музыку, контактная аудитория воспринимает идеологию ее создателя.
Можно воспользоваться этнометодологией Г. Гарфинкеля для выявления смыслового значения песен, заключающих в себе экстремистский подтекст. Например, музыкальное исполнение песни «Шахид» содержит следующие строки: «Когда сгустится ночь над нами, и будет слышан муэдзин, никем неслыханным порханьем, душа Шахида прилетит. И нам прошепчет: «Не печальтесь и будьте твѐрды до конца — сражаться на пути Аллаха у нас у всех одна судьба!». В данной песне явно просматривается попытка навязать слушателям мысль о том, что быть террористом смертником – судьба любого человека, ищущего справедливости и находящегося в безысходности. Притом, сам образ террориста смертника романтизируется.
Можно проанализировать и другой образец музыкальной деконструкции табу экстремизма. В песне «Los Fastidios» содержатся следующие фразы: «За расовое равенство, за смешанную кровь, за гей парад и наркоту готовы мы сражаться. Пусть воцарит над миром, свободная любовь, да здравствует свобода, равенство и братство. Эй, белый отморозок, голубоглазый гад! Мы истребим тебя, сестѐр твоих и братьев! Ведь мы антифашисты, не повернѐм назад. Пусть навсегда исчезнет белое проклятье». В данной песне можно заметить скрытый призыв к насилию, борьбе с принятыми правилами и нормами с помощью крайних мер.
Песни такого характера можно найти в изобилие на просторах сети Интернет. Пользователи выкладывают музыку в социальных сетях, на форумах, в закрытых группах, блогах и т. п. Модераторы сайтов закачивают контент, содержащий различные музыкальные произведения, нередко пропагандирующие экстремизм.
Категория: 5. Экстремизм в современном интернет пространстве | Добавил: ladyabduramanova
Просмотров: 455 | Загрузок: 13 | Рейтинг: 1.0/2
Всего комментариев: 0
avatar