☆ Приветствуем Вас, Гость! ☆ Регистрация ☆ RSS ☆
   +12

Главная » Файлы » Конференция против экстремизма » 3. Формирование и развитие гражданственности и патриотизма молодежи

Через постижение категории "будущее" к культурному обществу
[ Скачать с сервера (16.7Kb) ] 23.12.2015, 19:48
Направление конференции: Формирование и развитие гражданственности и патриотизма молодежи, воспитание уважения к историческому и культурному наследию
Тема работы: Через постижение категории «будущее» к культурному обществу
ФИО автора: Гаврилова Светлана Семёновна, преподаватель русского языка и литературы
ГБПОУ УФИМСКИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ имени Героя Советского Союза Султана Бикеева, Республика Башкортостан, г.Уфа.

Наша страна, да и весь мир в целом, переживает перестройку всего массового сознания. На первый план выходят планы переустройства мира. Но, к сожалению, эти идеи строятся на агрессивных формах: насилии, экстремизме. Используя различные технологии «обалванивания» мозгов, многие новоиспеченные государства, экстремистские организации и террористические группировки, делают ставку на молодое поколение. И это не случайно, именно молодежь более всего подвержена синдрому критического восприятия действительности, способна в силу своего юношеского максимализма на бунт против устоявшихся принципах общества и государства. И задачей педагога, да и вообще взрослого показать, что существуют альтернативные насилию и крови пути развития общества, построения нового. И путь этот можно показать через осмысление русской культуры и художественного слова.
Будущее всегда интересовало человечество. В истории общественной мысли человечества весьма заметное место занимают социально-утопические идеи, учения и системы. Они возникали в различные эпохи, в разной социальной среде и при самых разнообразных обстоятельствах. Их появление всегда свидетельствовало о неудовлетворенности общественными отношениями о вере в возможность возникновения социального строя принципиально отличающегося от существующего, о напряженных поисках социальных идеалов и способов их жизненного воплощения.
Глобальные вопросы современности поставили на сегодняшний день перед нами сложные вопросы, одним из которых является вопрос будущего человечества. В настоящее время интерес к футуристической науке возрастает по причине того, что наряду с практическими рекомендациями спасения планеты и возможных моделей построения будущего общества, упор делается не только на современные технологии и научный потенциал, но и на изменение духовной жизни общества. Поэтому несомненный интерес вызывают размышления виднейших мыслителей прошлого о будущем устройстве мира, его культуре.
Изучая концепции будущего в изложении различных философов, нельзя оставить без внимании художественную литературу. Свой прогноз будущих идеальных обществ или где-то уже существующих писатели давали произведениях, до сих пор не утративших своей притягательности, новизны и актуальности. У знаменитых авторов приключенческих и фантастических романов и повестей есть удивительное чутье на малозаметные, не выявшиеся тенденции развития общества, направленные науки. Сейчас ни для кого не является секретом, что многие научные открытия превосходили в своих произведения именно писатели отдаленных от нас эпох.
Но в целом картина будущего идеального общества представляет собой синтез следующих положений: определенная система воспитания, и, как следствие того, просвещенный, образованный народ, счастливые люди, занимающиеся любимым делом, незначительное давление на социальные классы, а в некоторых случаях и отсутствие их, новый институт семьи, способствующий здоровому воспроизведению поколений. Отметим, что социально-утопические идеи, настроения, движения возникают особенно активно и играют наиболее значительную роль в периоды кризисов общественных систем, на сломе исторических формаций. Таким образом, футурология, исследуя будущее общества, подталкивает человеческий разум к новым открытиям и свершениям, ведущим к прогрессу и счастью человечества.
Феномен будущего не случайно так привлекателен для сегодняшних студентов. Изучая произведения мировой литературы, составляя различные варианты будущих сообществ, их быт и культуру, ученик сам моделирует в своем сознании образ будущего, в котором есть и место ему самому с уже усвоенной культурной моделью мира.
Русские классики не только изображали реальную, сегодняшнюю, далеко не идеальную жизнь, но и пытались приоткрыть завесу столетий: в малом увидеть проблески будущих обществ, задуматься над тем, что можно взять из настоящего в неизвестное будущее.
Так, большой интерес вызывает у учащихся повесть В.Ф. Одоевского «4338-й год», где подробно описываются технические достижения человечества. Важной для современности представляется его мысль о том, что научно-технические открытия совершаются ради блага человека. И поскольку технические предвидения Одоевского время подтвердило, можно поверить, что и предвидения в области гуманитарной - «увеличивающее чувство любви к человечеству» - тоже когда-нибудь осуществится. В повести наглядно показано, что за очагами дисгармонии вырисовываются и прочие несовершенства. Физическая оболочка человека осталась прежней, она не соответствует его духовным, умственным притязаниям, сдерживает их мощь. Кроме того, сами научные знания оказываются относительными, даже стеклянные рукописи, неподвластные тлению, обречены погибнуть, растопленные кометой. Сама природа у Одоевского скорее только орудие, средство ублажения «венца творения». Восторг автора перед возможностями чисто технической цивилизации ещё слишком очевиден. Недаром в качестве рассказчика избирается китаец, эдакий простодушный, недалекий малый, волею судеб занесенный в самый центр неизвестной культуры – это излюбленный прием утопии, часто используемый и для критики описываемого уклада жизни.
В этих поисках гармонии между уровнем технических достижений и духовным статусом людей – обитателей мегаполисов – Одоевский предвосхищает многие идеи Ф.М. Достоевского и Н.Ф. Фёдорова. Прежние критерии абсолютной пользы, рационалистичности идеального миропорядка одухотворенны мыслью об их нравственной целесообразности. Но идея «лазурного будущего» ещё не укладывается в перспективы научно-технического прогресса. Закат «счастливой утопии «наступит несколько позже, в романе Н.Г. Чернышевского «Что делать?»
Удивителен феномен будущего. Грядущее ещё в пути, а уже повелевает настоящим, объясняет прошлое, побуждает к действию. Вечно рвущая вперед человеческая мысль пытается разрешить загадку будущего, предвосхитить его, научиться им управлять.
Исследование проблем будущего – комплексная задача. В философском плане изучаются предпосылки предвидения, его сущность и специфика, взаимодействие с практикой и социальным прогрессом. И думается, что на уроках литературы проблемным вопросом должен стоять вопрос о культуросообразности многих открытий и совершений человечества во имя прогресса.
Многим может поначалу может показаться сложным осмысления будущего через сопоставление духовной составляющей жизни человека и развитием научно-технического прогресса. Но если мы, старшие, будем на предметах гуманитарного цикла, классных часах и просто в личной беседе доносить мысль о мягких, ненасильственных методах переустройства мира, показывать будущее, которое "светло и прекрасно, может быть хотя бы часть наших подопечных не попадет в цепкие лапы экстремистских течений.
Категория: 3. Формирование и развитие гражданственности и патриотизма молодежи | Добавил: svetlaw
Просмотров: 118 | Загрузок: 1 | Рейтинг: 1.0/2
Всего комментариев: 0
avatar