Меню
Cвидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 55893 от 07.11.2013 г.
Мое любимое стихотворение
Молякова А.А.
Мое любимое стихотворение.
Умом России не понять,
Аршином общим не измерить:
У ней особенная стать -
В Россию можно только верить.
Ф.Тютчев.
Максимиллиан Александрович Волошин – русский поэт, переводчик, художник, пейзажист, художественный и литературный критик. Это человек, очень много сделавший для России, не оставивший ее даже в трудные для себя времена.
Весной 1917 года Волошин приезжает в Крым и больше не покидает его. Он заявляет, что не выступает ни на одной из борющихся сторон, однако живет лишь Россией и совершающимся в нем, что ему нужно оставаться в России до конца. Наверное, поэтому тема России – одна из основных в его творчестве.
Мое внимание привлек цикл «Пути России», в особенности стихотворение «Родина». Почему именно это стихотворение? Наверное, здесь свою роль сыграл эпиграф – слова Исайи из главы 47 Библии: «Каждый побрёл в свою сторону и никто не спасёт тебя». Странное ощущение безысходности навевают эти слова. Вначале и прочитала эпиграф, а потом уже и само стихотворение.
Читаешь стихотворение строку за строкой и осознаешь, что лирический герой воспринимает беды родной страны, как свою собственную боль. Он – часть России, какой бы она ни была.
Известный литератор Илья Эренбург писал: «Его стихи –безупречно точные видения». И на самом деле, уже в первой строфе, как видение, возникает перед нами образ России растерзанной:
…И ты лежишь в крови, нагая,
Изранена, изнемогая,
И не защищена никем.
Россия переживает не лучшие свои времена, как человека во время тяжелой болезни, ее мучают «жаркий бред и сон», «безумит хмель свободы», но впереди идет просветление. И по мнению лирического героя, будущее Родины в монархии. Иначе как понять следующие строки:
…Но ты уж знаешь в просветленьи,
Что правда Славии - в смиреньи,
В непротивлении раба;
Славия – это один из центров Древней Руси 9-10 веков, упоминаемая арабскими и другими географами. Предположительно имеется в виду область ильменских племен. То есть Русь – это Славия, призванная спасти мир. Славия — от слова «славяне». «Для Запада оно звучит, — писал Волошин А. М. Петровой 9.XII.1917 г., — как имя рабов (esclavi). Раб и славянин по-латыни — синонимы, и для Германии Россия „славянский навоз„. Но внутренний смысл Славянства то, что оно тайно несет в себе, — это Слава, Слово: Право Славии». Волошин являлся приверженцем славянофильских идей о том, что у России свой собственный, отличный от европейского путь развития. По мнению славянофилов, «русский народ доверяет …власть монарху, который подобен отцу в семье, его слово и воля - живой закон, не подлежащий оформлению в виде конституций и хартий. Важную роль в жизни страны и ее народа играет православная вера. Именно она и указывает россиянам их истинное предназначение - к истинному нравственному самоусовершенствованию» [1]. Об этом размышляет и лирический герой в последних строфах стихотворения. Вера, вот что спасет страну и выведет ее на правильный путь:
…Что, как молитвенные дымы,
Темны и неисповедимы.
Твои последние пути,
Что не допустят с них сойти
Сторожевые Серафимы.
«На наших глазах совершается великий исторический абсурд. Но... credo quia absurdum! {Верю, потому что невероятно! (лат.).} В этом абсурде мы находим указание на провиденциальные пути России».- пишет Волошин в статье, которая так и называется - «Статьи о революции», и продолжает.- Как повальные болезни -- оспа, дифтерит, холера, предотвращаются или ослабляются предохранительными прививками, так Россия -- социально наиболее здоровая из европейских стран -- совершает в настоящий момент жертвенный подвиг, принимая на себя примерное заболевание социальной революцией, чтобы, переболев ею, выработать иммунитет и предотвратить смертельный кризис болезни в Европе. Этот кризис, вероятно, наступит там очень скоро, будет ужасен, но благодаря России, европейская культура, быть может, переживет его благополучно.
С Россией произошло то же, что происходило с католическими святыми, которые переживали крестные муки Христа с такою полнотой веры, что сами удостаивались получить знаки распятия на руках и на ногах. Россия в лице своей революционной интеллигенции с такой полнотой религиозного чувства созерцала социальные язвы и будущую революцию Европы, что, сама, не будучи распята, приняла своею плотью стигмы социальной революции. Русская Революция -- это исключительно нервно-религиозное заболевание». Я думаю, что эти строки как нельзя лучше всего помогают нам понять это стихотворение.
И не просто так упоминает автор «сторожевых серафимов». В иудаистической и христианской мифологии серафимы – это ангелы, особо приближенные к Богу.
Как писал сам поэт, он «родился… в Духов день, когда земля-именинница». Отсюда, вероятно, склонность к духовно-нравственному восприятию мира.
И все 5 строф стихотворения, насыщенные «христианской» лексикой, являются свидетельством именно такого мироощущения и автора, и лирического героя. Здесь и сравнение «как молитвенные дымы», и упоминание «грешников и блудниц», и метафора, заключающаяся в последних двух строчках:
… Что не допустят с них сойти
Сторожевые Серафимы.
Читаешь стихотворения Волошина и понимаешь, что поэт душой переживает за судьбу своей родины. Невольно задумываешься о России сегодняшней, переживающей тяжелые времена. И как же стыдно становится за тех, которые даже в трудный для страны период думают только о своей наживе, разбазаривая богатства Родины. А еще более стыдно за тех, кто покидает ее, не желая иметь ничего общего со своей родной землей. Стихи Максимилиана Волошина – это немой укор всем им.
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
avatar