Меню
Cвидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 55893 от 07.11.2013 г.
Сочинений «Моё любимое стихотворение» КИЧЕРОВА ВИКТОРИЯ ВИКТОРОВНА
конкурсант Кичерова Виктория Викторовна
руководитель Богомолова Светлана Владимировна
ГАПОУ "Оренбургский областной медицинский колледж", Оренбург

«В серо-сиреневом вечере» М.А Волошин
Конец 19 века, начало 20 века ознаменовало появлением новых имен на литературном Олимпе. К.Д Бальмонт, Игорь Северянин (И.В.Лотарев), М.И.Цветаева, М.А.Волошин (Кириенко) и многие другие. Они своим творчеством создали настоящее чудо, которое впоследствии назвали Серебряным веком русской поэзии. Поиск новых художественных форм, утверждение новых литературных течений характерно для этого периода: символизм, акмеизм, футуризм, кубофутуризм.
Одним из ярчайших поэтов Серебряного века является Максимилиан Александрович Волошин. Он родился 28 мая 1877 года в Киеве, умер в возрасте 55 лет в Коктебеле 11 августа 1932 года. Эти 55 лет жизни, вместили в себя многое: учеба в 1-й Московской гимназии; Феодосийской гимназии, два года в Московском университете, отчисление «за участие в беспорядке», путешествия по Европе, занятия живописью во Франции. Большую часть жизни прожил в России. М.Волошин достиг многого благодаря самообразованию. Он известен как скульптор, художник, поэт, критик, философ.
Все видеть, все понять, все знать, все пережить,
Все формы, все цвета вобрать в себя глазами.
Пройти по всей земле горящими ступнями,
Все воспринять и снова воплотить.
Эти строки М.Волошин написал в 1904г. Они являются не только своеобразным творческим credo, но и программной жизни. Первая его статья в печати появилась в 1900 году, стихи – в 1903, а в 1910 году вышел первый сборник «Стихотворения 1900-1910». В 1915 году была издана книга «В год пылающего мира». В книгу вошли стихи о войне 1914 года. В последующие годы Волошин М.А много занимается не только поэзией, но и живописью.
«Испания. У моря» (1914), Розовые сумерки» (1925), «Лунный вихрь» – это далеко не полный список его живописных работ. Есть у него картина «Париж. Площадь Согласия ночью».
Франция, Париж занимают особое место в жизни М.А.Волошина. Здесь он учится живописи, знакомится с художниками – импрессионистами. Особенно его впечатлили полотна Клода Моне и стихи Поля Верлена. Парижу Волошин посвятил цикл стихов «Париж», состоящий из 11 стихотворений («Дождь», «Парижа я люблю осенний строгий вид» и другие). Все эти стихи несут на себя отпечаток импрессионизма. Большинство стихов из цикла «Париж» поэт посвятил своей будущей жене Маргарите Васильевне Сабашниковой. Но есть стихотворение, обращенное к двоюродной сестре М.Сабашниковой Анне Николаевне Ивановой. Стихотворение написано в июле 1905 года, впервые было опубликовано в журнале «Весы» в 1907 году. С первых строк оно завораживает своей музыкальностью, лиричностью, необычностью цветовой гаммы. У стихотворения нет заглавия, оно начинается так:
В серо-сиреневом вечере
Радостны сны мои нынче.
В сердце сияние «Вечери»
Леонардо да Винчи.
Именно об этих строках В.Брюсов сказал: «Эти четыре стиха я могу считать образцом. Здесь все звуки оправдывают один другой». Особенно интересен эпитет серо-сиреневый (вечер). Ведь серый цвет – символ смирения, меланхолии, но у Волошина это звучит по-особому, как-то таинственно, романтично. Только глаз художника может увидеть самый тонкий оттенок серого цвета. Стихотворение состоит из шести строф. Первая строфа как бы настраивает нас на радостные восприятие умиротворяющего пейзажа Булонского леса, каждая строфа – пейзажная зарисовка. То это «ключ лепечет невнятно», то это «ветер разбирает бледные волосы плакучей ивы», «многострунные сосны», «облака над лесными гигантами». Лирический герой очарован природой. Как много он видит и слышит: мох, трава, деревья, озера, сосны, облака, лепет ключа. Для него природа – живое существо. С помощью олицетворений автор одухотворяет природу. У него (ветер вьется украдками… разбирает волосы ивы, шевеля тяжелыми складками). Все образы динамичны. Настроение лирического героя тоже меняется. Об этом говорит пятая строфа:
И, одеты мглою и чернию,
Многострунные сосны
Навевают думу вечернюю
Про минувшие вёсны.
Если в первой строфе радостные сны… в сердце сияние, то в пятой – грусть по ушедшим годам.
Стихотворение не отпускает от себя. Хочется его читать и перечитывать, наслаждаясь цветописью: золотистые пятна, шелка зеленые, прозелень, стальные отливы. А шестая строфа – метафора, впомощью которой автор рисует картину вечернего заката:
Облака над лесными гигантами
Перепутаны алою пряжей,
И плывут из аллей бриллиантами
Фонари экипажей.
Музыкальность и пластичность стиха достигается с помощью инверсии: травою мохнатою, шелков зеленых, думу вечернюю.
Стихотворение «В серо-сиреневом вечере», относится к ранним стихам Максимилиана Волошина, когда он открывал для себя в Париже импрессионизм. Влияние импрессионизма в полной мере проявляется в данном стихотворении. Но это лишь форма, в которую автор обрекает понимание мира. В центре все-таки человек с его мыслями, переживаниями.
Долгое время стихи М.А Волошина были под запретом, их не было в школьном курсе литературы, что очень несправедливо. И вот теперь мы имеет счастливую возможность приобщиться к поэзии М.Волошина, открыть для себя незаурядную личность.
Огромный лоб, и рыжий взрыв кудрей,
И чистое, как у слона, дыханье...
Потом – спокойный, серый-серый взор
И маленькая, как модель, рука...
Г.А. Шенгели
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
avatar