Меню
Cвидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 55893 от 07.11.2013 г.
СОЧИНЕНИЕ. Тютеньков Тимур Амирович
Конкурсант: Тютеньков Тимур Амирович, руководитель: Волкова Ирина Владимировна, ГБПОУ «Первый Московский Образовательный Комплекс», Москва.

Стихотворение Константина Дмитриевича Бальмонта
«Я – изысканность русской медлительной речи»

«Лежит на ладони Серебряный век»... Наверное, счастливы люди, которые могут так сказать о себе. Когда-нибудь, возможно, так смогу сказать и я. Пока же значительно правильнее будет написать, что Серебряный век на меня обрушился. Обрушился и оглушил новыми, непривычными мыслями, чарующими звуками и образами, неизведанными ранее чувствами и ощущениями, всем тем, что заставляет людей восхищаться произведениями его представителей на протяжении последний ста с небольшим лет, и выделять его, как ни с каким другим несравнимый, счастливый период для русской поэзии, искусства, истинно русской души. Еще сложнее выбрать какое-то одно, именно "любимое", как требует заданная тема сочинения, стихотворение. Девять прижизненных сборников стихов Максимилиана Волошина, тридцать пять - Игоря Северянина, сорок один - Константина Бальмонта... - мне шестнадцать лет, и поэтому мне не стыдно признаться в том, что пока я успел только прикоснуться к этой сокровищнице мысли, чувства и слова, и что мне, возможно, предстоят еще годы и годы до того момента, когда я найду в этих россыпях стихотворение, которое смогу уверенно назвать любимым. И совсем непосильной делает эту задачу присутствие в предложенном списке поэтов-юбиляров имени Марины Цветаевой. Каждое, из прочитанных мной её стихотворений, было в тот момент любимым, каждое задевало некие струны в душе, то заставляя беспричинно радоваться, чаще - принося щемящую грусть, не до конца понятные и трудно поддающиеся описанию простыми словами трепет и волнение. Поэтому я надеюсь, что мне простится, если я напишу не о любимом стихотворении - их у меня пока еще слишком много - а о том, которое заставило задуматься о совершенно новых для меня вещах, искать ответы на вопросы, о существовании которых я раньше и не подозревал.
«Я – изысканность русской медлительной речи» Константина Бальмонта - сначала взгляд как бы "споткнулся о название" стихотворения. Показалось даже, что не соблюден стихотворный размер, захотелось прочитать название вслух. И в самом деле - название, оно же первая строка стихотворения, зазвучало при неспешном прочтении с двойным ударением на "русской" и "медлительной", подчеркивая нарочитой медлительностью изысканную мелодичность, так присущую именно русскому поэтическому языку. Читая дальше, я представлял себе весенний лес, чистый, звенящий, прозрачный ручей. Мне передалось радостное ощущение автора, согрело узнавание и мной любимых картин природы: "Я - играющий гром, Я - прозрачный ручей..." Именно красота, «перепевные звоны», звук «многопенный», мелодичность и напевность - это то, что сразу захватило мое внимание при самом первом прочтении этого стихотворения. Я перечитывал его еще и еще, и постепенно мне становилось понятным, как слово может отделиться от своего изначального предназначения и в первую очередь нести не первоначально заложенный смысл, а передавать настроение автора, может по воле поэта послужить символом чего-то значительно большего, чем простое описание или повествование. Для меня, вдруг, наполнилось ярким содержанием не до конца понятное ранее слово "звукопись". Мне показалось, что именно тогда я, наконец-то, понял то, как понимали символизм сами символисты, и был рад, горд, и благодарен автору за это, такое неожиданное для меня самого понимание.
Дальше произошло закономерное. Я знаю, что многие учителя гуманитарных предметов с настороженностью относятся к Интернету и считают, что использование его при обучении может принести больше вреда, чем пользы. Но все же, ... я обучаюсь в колледже по специальности "Информационные системы", и для меня Гугл и Яндекс подобны таблице умножения для математика, или паре яблок для будущего жонглёра.
Первый же найденный поисковиком материал насторожил - неуказанный автор растиражированной на множестве сайтов статьи начинал с того, что обвинял Бальмонта в "позерстве", а заканчивая, - в декларировании допустимости плагиата. Почему-то так истолковывалась строка «Все пойму, все возьму, у других отнимая», причем именно у "других поэтов" - "предтеч"... К самому сердцу подступила обида - за символистов, за Бальмонта, за самого себя, совершенно иначе воспринявшего суть стихотворения, даже за преподавателя литературы Ирину Владимировну. Подумалось, что в чем-то, наверное, все-таки правы учителя, недолюбливающие Интернет... Выручили настойчивость и, пусть пока только будущий, но так вовремя проявившийся профессионализм. Найденная на второй странице выдачи статья замечательного критика и исследователя русского языка и литературы Иннокентия Федоровича Анненского совпала с моими, если и не мыслями, то с ощущениями. Анненский отметает, как оказывается, еще в начале двадцатого века звучавшие в адрес Бальмонта "Глумление, (и) намеки на манию величия..." и обрекает в слова те мысли, которые на уровне чувств и ощущений испытывал и я при чтении стихотворения: "Для людей, которые видят в поэзии ... своеобразную форму красоты, ... "я" господина Бальмонта не личное и не собирательное, а прежде всего наше "я", только созданное и выраженное Бальмонтом". Именно так! Именно я, читая Бальмонта, вслед за Бальмонтом, вместо Бальмонта, "... впервые открыл в этой речи уклоны", именно я, читая стихотворение, ощущал, что "Я - внезапный излом, Я - играющий гром, Я - прозрачный ручей, Я - для всех и ничей." И это я перечислял: "Переплеск многопенный, разорванно-слитный, Самоцветные камни земли самобытной, Переклички лесные зеленого мая –" всё то, что когда-нибудь "Все пойму, все возьму, у других отнимая." Потому что это я, как и любой, кто впервые читал, читает и будет когда-нибудь читать эти слова - "Вечно юный, как сон, Сильный тем, что влюблен И в себя и в других..." И это мне в финале стихотворения совсем не кажется преувеличением сказать о себе - таком: "Я – изысканный стих."
В статье Анненского еще много других, глубоких и интересных для меня мыслей и рассуждений. А еще я нашел в сети немало материалов, посвященных этому стихотворению, написанных уже современными авторами. Я теперь уверен, что непременно их все прочитаю. И еще не один раз буду возвращаться к этому замечательному стихотворению. Обязательно!
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
avatar