Меню
Cвидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 55893 от 07.11.2013 г.
« … в тяжелые часы усталости духа я вызываю пред собой величественный образ человека (по поэме "Человек"
V Всероссийский литературно-художественный конкурс
«ЧИТАЯ ГОРЬКОГО СЕГОДНЯ…»

Литературная номинация:
Конкурс сочинений «Горький. Время. Мы…»
• полное название образовательного учреждения
ГАПОУ РБ «Колледж искусств им.П.И.Чайковского»
• место нахождения учреждения
Бурятия, г.Улан-Удэ
• отделение, курс
Хореографическое отделение, 2 курс
• e-mail образовательного учреждения:
kollisk@mail.ru
• ФИО участника Конкурса
Гущина Анастасия Дмитриевна
• ФИО куратора
Антонова Любовь Егоровна
• тема конкурсной работы
ГОРЬКОВСКОЕ ПОНИМАНИЕ ВЕЛИЧИЯ И ТРАГИЗМА ЧЕЛОВЕКА:
« … в тяжелые часы усталости духа я вызываю пред собой величественный образ Человека» (поэма «Человек»)

ГОРЬКОВСКОЕ ПОНИМАНИЕ ВЕЛИЧИЯ И ТРАГИЗМА ЧЕЛОВЕКА:
« … в тяжелые часы усталости духа я вызываю пред собой величественный образ Человека» (поэма «Человек»)
Так сформулировать тему своих размышлений по образу Человека в творчестве величайшего писателя нашего времени я решила, когда в процессе подготовки учебного задания по отечественной литературе встретила ранее мне незнакомое, но так актуально звучащее сегодня высказывание А.М.Горького: «В ХХ-м веке, после того, как девятнадцать веков Европа проповедовала человечность в церквях, которые она теперь разрушает пушками, в книгах, которые солдаты жгут, как дрова, — в ХХ-м веке гуманизм забыт, осмеян, а всё, что создано бескорыстной работой науки, схвачено и направлено волею бесстыдных убийц на истребление людей».
Горький – автор произведений, которыми восхищались выдающиеся писатели от Р. Роллана до М. Шолохова. Д. Мережковский назвал «Детство» одной из «вечных русских книг». М. Цветаева считала, что Горький несравненно больше И. Бунина достоин премии Нобеля, что он и человечнее, и своеобразнее, и нужнее. «Горький – эпоха» К этой оценке следует добавить: эпоха весьма противоречивая, ибо в творчестве Горького пересеклись различные мотивы. Но всегда главным смыслом творческих поисков М.Горького была и оставалась тема Человека.
В рассказе «О вреде философии» Горький, описывая события 1893–1894 годов, признается: «Я давно уже чувствовал необходимость понять, – как возник мир, в котором я живу и каким образом я постигаю его? Это естественное и, – в сущности, – очень скромное желание незаметно выросло у меня в неодолимую потребность, и, со всей энергией юности, я стал настойчиво обременять знакомых «детскими вопросами». Ответы на «детские» вопросы писатель искал и в книгах Артура Шопенгауэра и Фридриха Ницше.
Да, Горького многие упрекали в «ницшеанстве», но общими элементами творчества Ницше и Горького, на мой взгляд, является ценность человека, оправдание жизни и отвержение пессимизма, и это не имеет ничего общего с идеей воли к власти Ф.Ницше. Так, в речи «Борьба с неграмотностью» Горький выделяет «основные вопросы, которые интересуют все человечество и которые впервые еще у дикарей толкнули мысль на тот путь, который привел к великим завоеваниям, которые сейчас в ваших руках: ... откуда человек? Что такое жизнь? Как она началась на земле? Есть ли у нас душа? Что такое душа?». Действительно, у Горького был собственный взгляд на решение этой проблемы: он призывал к культу Человека, который прекрасен по своей природе и который готов идти трудной дорогой духовного совершенствования личности и служения людям. Особенно внимание к проблеме Человека у писателя обострялось в переломные моменты истории нашей страны.
« … в тяжелые часы усталости духа я вызываю пред собой величественный образ Человека» - читаем мы в поэме «Человек», написанной в 1903 году. Но ведь уже в 1896 году в рассказе "За бортом", или в 1899 году в письме И.Репину: "Я не знаю ничего лучше, сложнее, интереснее человека. Он — все... Я уверен, что человек способен бесконечно совершенствоваться, и вся его деятельность — вместе с ним тоже будет развиваться, — вместе с ним из века в век". Хотя именно в поэме "Человек" предстаёт перед нами во всём величии и трагизме центральная фигура романтического творчества Горького.
Человек призван осветить весь мир, распутать узлы всех заблуждений, он "трагически прекрасен". Человек независим от материальных благ. Он "идёт вслед за Мыслью, отвергая и Веру, и Надежду, и Любовь, которые в поэме находятся в одном ряду со Смертью, Пошлостью, Ложью: Путь Человека труден и бесконечен: "Так шествует Человек - вперёд! и - выше! всё - вперёд! и - выше!". Его движение - лестница, на каждую ступеньку которой приходится карабкаться с трудом. И на этом пути вместе с ним - только Мысль. Человек и Мысль не зависят друг от друга, они идут вместе, помогая друг другу. И - "я (Человек) создан Мыслию затем, чтоб опрокинуть, разрушить, растоптать все старое, все тесное и грязное, все злое, - и новое создать на выкованных Мыслью незыблемых устоях свободы, красоты и - уваженья к людям!"
Такой рассказ о Человеке – это и гимн людям, достойным воспевания и подражания. Писатель показал долгий путь к совершенству личности, когда великим и сильным Человека делает разум. Мысль, рождаемая «кровью сердца» на трудном пути «вперёд и выше», может создавать «поэзии нетленные цветы» или музыку, делать научные открытия, но иногда она не властна над человеческими инстинктами. Настоящий, гордый Человек борется с тёмными инстинктами (с самолюбием, с «привязанностями цепкими»), чтобы не позволить им завладеть душой и волей: «Но мысль горда, и Человек ей дорог, – она вступает в злую битву с Ложью, и поле битвы – сердце Человека».
Потерять самого себя может тот, кто окажется «перерождённым слабостью своею в животное без гордости и мысли». А если переборет он низкие страсти, то снова пойдёт к вершинам совершенства, говоря себе: «Иду, чтобы сгореть как можно ярче и глубже осветить тьму жизни», чтоб стать подобным «тем богам, что Мысль моя творила и творит». И как горько видеть, что современные молодые и не очень молодые наши соотечественники так охотно теряют своё человеческое лицо.
Тема человека, так подробно раскрытая М. Горьким в поэме «Человек», никогда не покидала писателя. Он обращается к ней в пьесе «На дне», представляя читателю разные точки зрения на человека, причем ему удается настолько гениально скрыть авторскую позицию, что и по сей день ученые ломают голову: чья правда о человеке (Луки или Сатина) ближе М. Горькому?
Именно поэтому, связывая с цитатой, которой я начала сочинение, особо отмечаю важность понимания Горьким духа человека как энергии. Он верил, и всё его немеркнущее творчество тому подтверждение, что превращение материи в энергию означает исчезновение индивида и образование некоего стройного организма – человечества. Как актуально для меня, будущего специалиста культуры и искусства, звучат слова одного из величайших деятелей культуры России А.М. Горького «Жизнь человечества - творчество, стремление к победе над сопротивлением мертвой материи, желание овладеть всеми ее тайнами и заставить силы ее служить воле людей для счастия их». Горький сохраняет веру в величие и в то же время признание трагизма человеческой судьбы на протяжении всей жизни. Так в письме Алексею Чапыгину (1925 г.) он пишет: "Верю же я только в человека. Только в него. Это вся моя религия, весьма мучительная, но в той же мере и радостная".
А.М.Горький сделал немало полезного для своей Родины, внёс значительный вклад в развитие отечественной культуры. Его мысли о человеке, как всё творчество писателя, не утрачивают своего значения и поныне, и будет звучать актуально, пока в человеке жив Человек.
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
avatar