Меню
Cвидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 55893 от 07.11.2013 г.
Литконкурс "Читая ГОРЬКОГО Сегодня.."
ГАПОУ МО «Мурманский педагогический колледж»
г. Мурманск, ул. Володарского, 5
Электронная почта: mpc@mpc-murmansk.ru

Дошкольное отделение, курс 1, группа «Е»
Цыганкова Ольга
Куратор Лазарева Г. А.


«Самолюбие — худший вид зависимости» (М. Горький «Мать»)

«Самолюбие — худший вид зависимости»

Мы почитаем всех нулями,
А единицами — себя.
Мы все глядим в Наполеоны;
Двуногих тварей миллионы.
А. С. Пушкин

Со временем каждый человек приходит к единственно верному выводу — красота человека в душе его. И самое прекрасное лицо время сможет изуродовать, а нежные руки превратить в подобие ритидома. Красоту же душевную время тронуть не может. Однако опорочить ее может сам человек.
Есть множество вещей, способных исказить и разрушить красоту души человеческой: злоба, леность, тщеславие, праздность и далее. Каждое из этих явлений деструктивно, но многим выделяется тщеславие.
Тщеславие, по-иному — самолюбие, заложено в самой природе человека, а значит, каждый человек самолюбив изначально. Однако же часто эта черта в человеке приглушается не то им самим, не то чем-то извне. Те, с кем этого не произошло, деградируют внутренне. Самолюбие влечет за собой надменность, гордыню и создает бесчисленные порочные связи. Алчность ослепляет человека: он видит только себя, озабочен только своими бедами, помощь другим без своей выгоды он не окажет; чувства других ему также неинтересны, он может обходиться с ними грубо и пользовать их так, как ему будет удобней; он не видит в себе недостатков и не признает своих ошибок; он искренне убежден, что он хорош, даже если редкостный паршивец, и случись ему быть хоть немного причастным к славному делу, он будет убежден сам и убедит других, что без него дело бы это не выгорело; он не думает о последствиях того, что вершит, если они не вредят ему, но могут навредить другим людям; он полностью лишается жертвенности — ему просто слишком страшно за себя. Но главный его страх в том, что самолюбие его смогут уязвить. И доведись такому случится, себялюб этого не простит и задумает отместку.
Взамен такой слепоте человек выучивается лгать, предавать, делается мстительным и высокомерным. Все эти вещи, безусловно, сомнительное приобретение, но если отбросить весь писательский идеализм, то становится совершенно понятным, что в реалиях они более полезны и выгодны, нежели альтруизм и филантропия. Человек сам в себе сеет скверну, но живет и питается человечество не мыслью о чистоте духовной, его хлебом служат вещи более приземленные, и так уж сложилось, что хлеба этого больше у того, кто душой уродливее.
Церковь учит, что тщеславие людей отворачивает от них Бога. В пример такого рода самонадеянных людей берут торговцев, чье ремесло никогда не славилось излишней нравственной чистотой. Те слишком преданы земным прибыткам и интересам, и неразумны в том, что рассуждают, будто нет над ними высшей силы. «Не уничтожает произволение, но показывает, что не все зависит от самого человека, но нужна и благодать свыше. Ибо можно бегать и торговать, и совершать все нужное для жизни, но не должно приписывать это собственным трудам, а человеколюбию Божию». В других мифах существуют маги, тщеславные желания которых разгневали их бога и он покинул людей. Они решили, что равны Создателю, творцу мира. В доказательство своего величия они убили тысячу рабов, и с помощью крови и магии вошли в его огражденные от смертных покои, навеки осквернив их. Создатель изгнал магов, но по земле они волочились не в обличье людей, а ужасных существ, разрушая и опустошая ее. Мифы Древней Греции гласят о прекрасном юноше Нарциссе. Его красота влюбляла в него множество юношей и девушек, но каждый раз Нарцисс, гордый своей красотой, оставался пренебрежительно холоден и отвергал их. Горная нимфа Эхо, безответно полюбившая Нарцисса, умерла, иссохнув от тоски и страданий, от нее остался лишь ее голос. Настойчивый юноша Аминий, отверженный по другой версии, в подарок от Нарцисса получил меч и им покончил с собой у его дома. Погибая, каждый отверженец взывал к богам и просил мести для гордеца. «Пусть же полюбит он сам, но владеть да не сможет любимым!» Мстительная богиня Немезида ответила их зову, и Нарцисс, взглянувший на свое отражение в источнике, остался прикован к нему. Отражение полюбилось ему, он тянул к нему руки, звал, и видел, что образ в воде отвечает ему тем же, но его слов услышать не мог. От того Нарцисс пролил слезы. Образ помутнел, затем исчез. Нарцисс все счел: «Он — это я! Понимаю! Страстью горю я к себе!» Так и остался юноша у своего отражения. Он погиб, как каждый, кто любил его — от страданий и горя, и вместо тела его остался нарцисс, белый цветок.
Самолюбие разрушает не только человека изнутри, но и несет страдания прочим людям. Оно пусто, и всякий себялюб, в конечном счете, остается ни с чем.
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
avatar