☆ Приветствуем Вас, Гость! ☆ Регистрация ☆ RSS ☆
   +12

Главная » 2012 » Февраль » 25 » Управление деловой карьерой выпускников СПО
16:43
Управление деловой карьерой выпускников СПО
УПРАВЛЕНИЕ ДЕЛОВОЙ КАРЬЕРОЙ ВЫПУСКНИКОВ СПО
Бессмертный Сергей Алиевич
ФГОУ СПО «Шадринский политехнический колледж», 2 курс
Научный руководитель: Иовлев Анатолий Дмитриевич
преподаватель общепрофессиональных дисциплин

Поступая в среднее профессиональное учебное заведение, каждый молодой человек, будущий специалист, планирует свою карьеру.
Карьера - это субъективно осознанные собственные суждения работника о своем трудовом будущем, ожидаемые пути самовыражения и удовлетворения трудом. Можно сказать, что это продвижение вперед по однажды выбранному пути деятельности. Например, получение больших полномочий, более высокого статуса, престижа, власти, большего количества денег.
Карьера - это не только продвижение по службе специалиста-техника. Можно говорить о карьере политиков, домохозяек, матерей, и т.п. Понятие карьеры не означает непременное и постоянное движение вверх по организационной лестнице. Можно сказать также, что жизнь человека вне работы имеет большое влияние на карьеру, является ее частью.
То есть, карьера - это индивидуально осознанные позиция и поведение, связанные с трудовым опытом и деятельностью на протяжении рабочей жизни человека.
Различают несколько видов карьеры:
- Карьера внутриорганизационная — означает, что конкретный работник в процессе своей профессиональной деятельности проходит все стадии развития: обучение, поступление на работу, профессиональный рост, поддержку и развитие индивидуальных профессиональных способностей, уход на пенсию. Эти стадии конкретный работник проходит последовательно в стенах одной организации. Эта карьера может быть специализированной и неспециализированной.
- Карьера межорганизационная - означает, что конкретный работник в процессе своей профессиональной деятельности проходит все стадии развития: обучение, поступление на работу, профессиональный рост, поддержку и развитие индивидуальных профессиональных способностей, уход на пенсию. Эти стадии конкретный работник проходит последовательно в разных организациях. Эта карьера может быть специализированной и неспециализированной.
- Карьера специализированная - характеризуется тем, что конкретный сотрудник в процессе своей профессиональной деятельности проходит различные стадии развития: обучение, поступление на работу, профессиональный рост, поддержка индивидуальных профессиональных способностей, уход на пенсию. Эти стадии конкретный работник может пройти последовательно как в одной, так и в разных организациях, но в рамках профессии и области деятельности, в которой он специализируется. Например, начальник конструкторского отдела одной организации стад начальником конструкторского отдела другой организации. Такой переход связан либо с ростом размеров вознаграждения за труд, либо с изменением содержания, либо перспективами продвижения по службе. Еще пример, начальник отдела кадров назначен на должность заместителя директора по управлению персоналом организации, где он работает.
- Карьера неспециализированная — этот вид карьеры широко развит, например, в Японии. Японцы твердо знают, что руководитель должен быть специалистом, способным работать на любом участке компании, а не по какой-либо отдельной функции. Поднимаясь по служебной лестнице, человек должен иметь возможность взглянуть на компанию с разных сторон, не задерживаясь на одной должности более чем на 3 года. Считается вполне нормально, если руководитель отдела сбыта меняется местами с руководителем отдела снабжения. Многие японские руководители на ранних этапах своей карьеры работали в профсоюзах. В результате такой политики японский руководитель обладает значительно меньшим объемом специальных знаний (которые в любом случае потеряют свою ценность через 5 лет) и одновременно владеет целостным представлением об организации, подкрепленным к тому же личным опытом. Ступени этой карьеры работник может пройти как в одной, так и в разных организациях.
- Карьера вертикальная — вид карьеры, с которым чаще всего связывают само понятие деловой карьеры, так как в этом случае продвижение наиболее видимо. Под вертикальной карьерой понимается подъем на более высокую ступень структурной иерархии (повышение в должности, которое сопровождается более высоким уровнем оплаты труда).
- Карьера горизонтальная — вид карьеры, который предполагает либо перемещение в другую функциональную область деятельности, либо выполнение определенной служебной роли на ступени, не имеющей жесткого формального закрепления в организационной структуре (например, выполнение роли руководителя временной целевой группы, программы и т.п.). К горизонтальной карьере можно отнести также расширение или усложнение задач на прежней ступени (как правило, с адекватным изменением вознаграждения). Понятие горизонтальной карьеры не означает непременное и постоянное движение вверх по организационной иерархии.
- Карьера скрытая - вид карьеры, являющийся наименее очевидным для окружающих. Этот вид карьеры доступен ограниченному кругу работников, как правило, имеющих обширные деловые связи вне организации. Под центростремительной карьерой понимается движение к руководству организации. Например, приглашение работника на недоступные другим сотрудникам встречи, совещания как формального, так и неформального характера, получение сотрудником доступа к неформальным источникам информации, доверительные обращения, отдельные важные поручения руководства. Такой работник может занимать рядовую должность в одном из подразделений организации и уровень оплаты его труда существенно превышает вознаграждение за работу в занимаемой должности.
- Карьера ступенчатая — вид карьеры, который совмещает в себе элементы горизонтальной и вертикальной видов карьеры [1. с. 97-125 ].
Можно говорить о специализированной карьеры на примере выпускника машиностроительного отделения (ШАМТ) нашего Шадринского политехнического колледжа Вячеслава Николаевича Усольцева (см. фото).
Студенческая жизнь Вячеслава началась в 1991 году, после окончания школы. Первой ступенью Вячеслава стал Шадринский автомеханический техникум, и о сделанном в ранней юности выборе он не пожалел ни разу. Полученные в техникуме знания стали хорошей базой для последующего обучения. Получив диплом с отличием по специальности «техник-технолог по холодной обработке материалов на станках и автоматических линиях», Вячеслав пришел работать на ШААЗ и параллельно поступил на заочное отделение факультета технологии и предпринимательства Шадринского пединститута. По мнению Вячеслава, педагогическое образование не помешает любому человеку, желающему достичь в жизни определенных высот, — знания в области педагогики и психологии необходимы в межличностном общении. Институт Вячеслав окончил также с отличием, но останавливаться на этом и не подумал, поступив на факультет автомобиле- и тракторостроения Курганского государственного университета. Причем обучение в вузе он как перспективный специалист проходил по целевому направлению от Шадринского автоагрегатного завода. Работая на базовом предприятии ОАО «ШААЗ», Вячеслав прошел путь от дублёра технолога до ведущего инженера-конструктора управления главного конструктора. Образование и деловая активность помогли ему в карьерном росте. Вячеслав Николаевич говорит, что ему нравится отношение к молодым специалистам руководства ШААЗа, которое заинтересовано в квалифицированных кадрах, способных к дальнейшему профессиональному росту. Но главное, что помогает, — это мысли о будущем. Вячеслав твердо уверен, что его учеба и повышение квалификации сегодня — это вклад в завтрашний день, залог будущего успеха.

Литература
1. Кузнецова И.С. Вверх! Практический подход к карьерному росту / И.С. Кузнецова. – М.: издательство «Манн, Иван и Фербер», 2011. – 240 с.
Просмотров: 1769 | Добавил: adi
Всего комментариев: 0
avatar