☆ Приветствуем Вас, Гость! ☆ Регистрация ☆ RSS ☆
   +12

Главная » 2014 » Март » 11 » Анализ системы налогообложения в Российской Федерации
10:03
Анализ системы налогообложения в Российской Федерации
Студент: Попелыш Мария Викторовна
Руководитель: преподаватель экономических дисциплин Загороднева А.К.
Образовательное учреждение: ВИЭПП
Анализ системы налогообложения в Российской Федерации
Налоговая система Российской Федерации представляет собой совокупность предусмотренных налоговым Кодексом налогов и сборов, принципов, форм и методов их установления, изменения и отмены, уплаты и применения мер по обеспечению их уплаты, а также форм и методов налогового контроля и ответственности за нарушение налогового законодательства.
К основным принципам налоговой системы можно отнести:
1) Каждое лицо обязано уплачивать установленные налоговым Кодексом или в соответствии с ним федеральные, региональные и местные налоги и сборы, по которым это лицо признается налогоплательщиком.
2) Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, не предусмотренные налоговым Кодексом.
3) Сведения о поступлении средств от федеральных, региональных и местных налогов и сборов подлежат ежеквартальному официальному опубликованию.
4) Налоги и сборы не могут устанавливаться либо различно применяться исходя из политических, идеологических, этнических, конфессиональных, этических или иных подобных критериев.
5) Не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации и единую налоговую систему Российской Федерации, а также региональные либо местные налоги и сборы для формирования доходов какого-либо региона или города (района) в Российской Федерации, если их уплата переносится на налогоплательщиков других регионов, городов или районов (экспорт налогов в Российской Федерации).
6) Не допускается устанавливать налоги и сборы, которые могут прямо или косвенно ограничивать свободное перемещение в пределах территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) или денежных средств либо иначе ограничивать или создавать препятствия законной экономической деятельности налогоплательщика. Не допускается, в частности, устанавливать налоги и сборы, ограничивающие перемещение физических лиц, товаров (работ, услуг) между разными регионами, городами или районами, вывоз капитала за пределы региона, города или района либо ограничивающие капиталовложения в пределах другого региона, города или района в Российской Федерации.
7) Не допускается устанавливать дополнительные налоги и сборы или повышенные либо дифференцированные ставки налогов и сборов в зависимости от форм собственности, организационно-правовой формы экономических или иных образований, гражданства физического лица, а также от государства, региона или иного географического места происхождения уставного (складочного) капитала или имущества налогоплательщика. Указанные обстоятельства не могут быть основанием для установления налоговых льгот.
Налоговым законодательством предусмотрена трёхуровневая система взимания налогов:
1) Федеральные налоги и сборы;
2) Налоги и сборы субъектов Российской Федерации (далее – региональные);
3) Местные налоги и сборы.
Основные функции налогов:
1) Фискальная – это собственно изъятие средств налогоплательщиков в централизованные финансовые фонды государства.
2) Распределительная функция налогов (социальная) поскольку состоит в перераспределении общественных доходов между различными категориями граждан: от состоятельных к неимущим, что обеспечивает в конечном счёте гарантию социальной стабильности общества.
3) Регулирующая стала осуществляться с тех пор как государство начало активно участвовать в организации хозяйственной жизни страны. Эта функция направлена на достижение определённых целей налоговой политики по средствам налогового механизма. Налоговое регулирование выполняет три подфункции :
 Стимулирующая подфункция, направлена на развитие определенных социально-экономических процессов. Реализуется через систему льгот, исключений, преференций (предпочтений)
 Дестимулирующая подфункция по средствам сознательного увеличения налогового бремени. Препятствует развитию определенных социально-экономических процессов, как правило, действие этой подфункции связано с установлением повышенных ставок налога.
 Подфункция воспроизводственного назначения, реализуется через платежи, предназначенные для привлечения средств используемых на восстановлении эксплуатируемых ресурсов.
4) Контрольная функция. Государство по средствам налогов контролирует финансово-хозяйственную деятельность юридических и физических лиц.
5) Поощрительная функция, предусматривает особый порядок обложения налогом определенных категорий граждан имеющих заслуги перед обществом.
Число налогов велико и структура их различна. Налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно:
1) Объект налогообложения – это операции по реализации товаров, работ и услуг, имущество, прибыль, доход, либо другие объекты имеющие стоимостную, количественную или физическую характеристику с наличием которого законодательство о налогах и сборах связывает возникновение у налогоплательщика обязанности по уплате налога.
2) Субъект налога или налогоплательщик – это физическое или юридическое лицо, на которое законом возложена обязанность уплачивать налог.
3) Налоговая база – это стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения.
4) Налоговый период - календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате.
5) Налоговая ставка - величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы. Ставки налога следует классифицировать с учетом различных фактов:
 В зависимости от способа определения суммы налога:
Равные ставки, когда для каждого налогоплательщика устанавливается равная сумма налога;
Твердые ставки, когда для каждой единицы налогообложения определен зафиксированный размер налога ( в рублях, копейках);
Процентные ставки, когда с одного рубля предусмотрен определенный процент налоговых обязательств.
 В зависимости от степени изменяемости ставок налога: общие, повышенные и пониженные ставки.
 В зависимости от содержания:
Фактические, определяемые как отношение уплачиваемого налога к налоговой базе;
Экономические ставки, определяемые как отношение уплачиваемого налога ко всему полученному доходу.
6) Порядок исчисления налога – это самостоятельное исчисление налогоплательщиком сумм налога подлежащего уплате за налоговый период исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот. В некоторых случаях обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговые органы или налогового агента.
7) Налоговые льготы – это полное или частичное освобождение от уплаты налогов в соответствии с действующим законодательством.
Налоговая политика государства осуществляется при помощи предоставления физическими и юридическими лицами налоговых льгот в соотношении с целями государственного регулирования хозяйства и социальной сферы.
Реализация общественного назначения категории «налог» происходит по средствам налоговой политики государства, который разрабатывается на базе основных исходных положений теории налогообложения. Эти положения образуют систему принципов налогообложения. Принципы налогообложения сформулировал шотландский экономист и философ А.Смит.
Выделяют следующие принципы налогообложения:
1) Принцип справедливости утверждает всеобщее обложение налогом и равномерность распределения его между гражданами соразмерно их доходам. Все физические лица должны принимать материальное участие в финансировании потребностей государства соразмерно доходам, полученным ими при поддержки государства;
2) Принцип определенности означает, что сумма, способ и время платежа должны быть точно и заранее известны плательщику;
3) Принцип удобства предполагает, что налог должен взиматься в такое время и таким способом, который наиболее удобен для плательщика;
4) Принцип экономии заключается в сокращении издержек взимания налога и рационализации системы налогообложения. Расходы по взиманию налога должны быть минимальными по сравнению с доходами, которые принесет данный налог.
Со временем перечень был дополнен следующими принципами:
1) Обеспечение достаточности налогов. Налогообложение должно строиться таким образом, что бы обеспечить достаточный объём средств для бюджета.
2) Принцип подвижности налога. Налог может быть увеличен или сокращён в соответствии с объективными нуждами и возможностями государства.
3) Принцип чёткого разделения налогов по уровням государственного управления – федеральный, региональный и местный.
4) Принцип научного подхода к установлению конкретной величины ставки налога. Величина налоговой нагрузки плательщика должна позволять ему после уплаты налогов иметь доход обеспечивающий удовлетворение жизненных потребностей.
Принципы налогообложения на практике реализуется через методы налогообложения. Под методом налогообложения понимается установление зависимости между величиной ставки налога и размером объекта налогообложения. Разработано четыре метода налогообложения:
1) Метод равного налогообложения предполагает установление для каждого плательщика равной суммы налога независимо от имущества в их собственности. Иначе – это подушное налогообложение (самый древний и простой вид). Но данный метод считается не справедливым, так как не учитывает платёжеспособность налогоплательщика.
2) Метод пропорционального налогообложения - метод налогообложения, при котором для каждого плательщика равна ставка (а не сумма) налога, которая не зависит от величины дохода (налоговой базы). С ростом базы налог возрастает пропорционально.
3) Метод прогрессивного налогообложения состоит в том, что при размер ставки налога увеличивается с увеличением размера доходов или имущества. При прогрессивном налогообложении плательщики могут платить налоги по разным ставкам. В настоящее время используют три формы прогрессии:
 Простая поразрядная прогрессия – доходы делятся на разряды, для каждого разряда указывается минимальная и максимальная величина доходов и твёрдая сумма налогового оклада. При этом размер суммы налога совпадает с налоговой ставкой в пределах одного разряда и не зависит от величины дохода приходящийся на этот разряд.
 Относительная поразрядная прогрессия – предусматривает делание доходов на разряды к каждому разряду присваивается своя ставка налога, которая применяется ко всей базе обложения.
 Сложная поразрядная прогрессия считается наиболее полно удовлетворяющей требования справедливости. При этом методе возросшая налоговая ставка применяется не ко всей налогооблагаемой базе, а только к той её части которая превышает приведенный разряд.
4) Метод регрессивного налогообложения заключается в том, что для более высоких доходов установлены понижающие ставки налогообложения.

Список используемой литературы:
1) Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ)
2) Борисов А.Б. «Большой экономический словарь» Москва: «Книжный мир», 2006 г.
Категория: Публикации | Просмотров: 1551 | Добавил: anait
Всего комментариев: 0
avatar