- 14.03.2014
- 3564 Просмотра
- 0 Комментариев
Руководитель: преподаватель экономических дисциплин Загороднева А.К.
Образовательное учреждение: ВИЭПП
Экономический механизм воспроизводства инновационных технологий
Объективность существования и развития инновационных технологий в экономической системе должна быть обусловлена процессом их воспроизводства. Количественные и качественные параметры процесса воспроизводства инновационных технологий тесно связаны со спецификой технологического развития экономической системы.
Как было отмечено, в разрезе процесса воспроизводства раскрывается экономическое значение инновационной технологии, ее рыночная целесообразность и экономическая эффективность. Как видно, все действия, совершаемые в рамках процесса воспроизводства инновационных технологий, осуществляются по прямым и обратным связям.
Прямые связи характеризуют поэтапное движение от сферы создания к сфере потребления товаров с воплощенной в них инновационной технологией. Эти связи определяют инновационный цикл. Важно отметить, что под инновационным циклом в научной литературе обычно понимается процесс создания, развертывания и исчерпания научно технического, производственно-экономического и социально организационного потенциала технологии.
Таким образом, инновационный цикл является комплексным процессом создания, распространения и использования инновационной технологии для новой, или для лучшего удовлетворения известной общественной потребности. Однако воспроизводство инновационных технологий обеспечивается благодаря действию обратных связей. Они обеспечивают «повторяемость» инновационного цикла, делая его развитие непрерывным и создавая возможности для усовершенствования технологий и создание новых.
В ходе инновационного цикла реализуется экономическое значение инновационной технологии, состоящее в рыночной целесообразности (рыночный обмен все указанные виды конкуренции) и экономической эффективности (на этапе потребления). Целесообразно различать следующие этапы инновационного цикла:
1) возникновение потребности в инновационной технологии;
2) создание инновационной технологии;
3) рыночный обмен;
4) потребление инновационной технологии (внедрение и эксплуатация);
5) потребление товаров с воплощенной в них инновационной технологией.
Первый этап инновационного цикла характеризуется формированием потребностей в инновационных технологиях, которые могут быть представлены в двух основных формах: общественные и индивидуальные.
Общественные потребности состоят в рациональной необходимости высвобождения труда, а индивидуальные имеют конкретную институциональную форму поиска способов реализации экономических интересов отдельных агентов - новаторов, нацеленных на достижение более высоких показателей экономической эффективности.
Однако потребности в инновационных технологиях (и индивидуальные, и общественные) оказываются удовлетворенными при условии соответствия им уровня развития инновационного ресурса64 экономики.
Для этого необходимым условием становится: адекватный интеллектуальный уровень развития общества, наличие серьезных результатов исследований, а также готовность экономической системы оказывать содействие и воспринимать результаты процесса воспроизводства инновационных технологий.
Следующий этап инновационного цикла определяется рыночным обращением инновационной технологии.
Этот этап означает высокую степень ее адекватности требованиям потребителей и содержанием экономической эффективности.
Экономические агенты - создатели инновационной технологии формируют предложение инновационно-технологического товара рынку, а экономические агенты, выступающие как реальные потребители, представляют спрос. Такие процессы происходят под влиянием с одной стороны рыночных механизмов, а с другой стороны обусловлены развитием знаний и техники (это определяет естественный или искусственный тип создания).
Сам факт рыночного обмена происходит под воздействием конкуренции между создателями инновационной технологии (конкурирующими друг с другом) и конкуренции между потенциальными потребителями по поводу ее приобретения. Одной из важнейших частей инновационного цикла и процесса воспроизводства инновационных технологий в целом, является ее потребление (внедрение и эксплуатация). Именно на этом этапе реализуется экономическая эффективность инновационной технологии. Экономическая эффективность, возникающая в процессе потребления инновационной технологии, в целом, может проявляться через четыре основные характеристики:
1) снижение экономических издержек;
2) повышение качества производимых товаров и услуг;
3) увеличение доходов экономического агента;
4) увеличение объема производства.
Формальное определение экономической эффективности инновационной технологии имеет два основных параметра: количественный и качественный. Важно отметить, что количественным параметрам исследования экономической эффективности технологии в экономической литературе всегда уделялось большое внимание. В целом метод исчисления экономической эффективности справедливо рассматривать в разрезе абсолютных и относительных показателей. В ряду характеристик экономических и особенно научно-технологических процессов в последние годы стали широко использоваться понятия «инновация» и «инновационный». В подавляющем большинстве случаев они применяются в качестве синонимов научно-технического или технологического «нововведения» или выражения «базирующийся на новых научно-технических или технологических разработках».
Когда же речь идет о политике, то инновационная политика и научно-техническая политика практически отождествляются. Для многих, в том числе представителей научно-технической сферы, инновация есть нечто, что сначала разрабатывается, а затем внедряется в производство.
Таким образом, старая проблема «внедрения науки в практику» сегодня переименована в «инновационную деятельность».
Однако, понимание «инновации» как нововведения, мало что дает. Зачем собственно нужно новое понятие, если оно обозначает то же самое, что стояло за старым. Налицо типичная мимикрия: в крайнем случае, можно согласиться на замену слов, но только ценой сохранения старого понимания. Зато в этом случае все становятся «инноваторами».
Новое решение далеко не всегда означает ликвидацию старого продукта. Инновацию порождает также стремление продлить жизненный цикл продукта.
Тут нужно различать собственно инновацию и субинновацию. Последняя связана с совершенствованием характеристик старого продукта, судьба которого оказалась под вопросом в результате появления той или иной инновации. Субинновация не завершается становлением новой функции производимого, часто она сводится к модификации уже существующего.
В число основных элементов теоретической концепции инновации можно включить следующие:
а) инновация возникает как результат решения и действий предпринимателя, которые ориентированы на формирование новой (усовершенствованной) продукции (новой функции продукции);
б) в основе инновации лежат технические, социальные и организационные перемены (новые решения);
в) важный признак инновации — дискретность;
г) в рамках каждой функции продукции наблюдаются в разной мере корректирующие ее форму субинновации, носящие непрерывный характер;
д) инновационный процесс это не элемент научно-технического прогресса, скорее, это его стимулирующий фактор и потребитель. Фундаментальные исследования — это не часть этапа инновационного процесса, а потенциальный источник важнейшего ресурса инновационной деятельности.
Природа «инновации» как категории обуславливает её базовое определение, в качестве которого можно предложить следующее:
Инновация — суть действие или способ действия, в основе которого:
новые знания или новое использование ранее полученных знаний;
новые технологии или технологии новые для данной сферы применения;
новые комбинации производственных факторов; и цель которого:
снятие последствий деструктивных процессов;
получение новых (или с новыми свойствами) продуктов/услуг с высоким рыночным потенциалом.
Из такого определения следует, что «инновационная деятельность» – это не вид, и тем более не сфера, а характер деятельности. Иными словами, инновация – это не «что», а «как». Следовательно, инновационной сферы, как предметной области, не существует, так как любая деятельность и в любой сфере – от экономики до образования, искусства и даже политики — может быть инновационной, если в неё привносится новое (знания, технологии, приемы, подходы) не новизны ради и не с целью подтверждения возможности практического использования нового, а исключительно для получения результата, отличающегося высокой востребованностью (социально-общественной, рыночной, оборонной и т. п.).
Таким образом, «инновация» не тождественна «нововведению», а лишь связана с ним, в том смысле, что нововведение в виде новых знаний\подходов\приемов является фактором инновационности. Если научно-техническая разработка и изобретение это новый продукт, то инновация – новая выгода.
В отличие от научного поиска (творчества), идущего изнутри субъекта, инновационный поиск мотивируется внешней средой. И, наконец, инновация не может быть абсолютной, в том смысле, что она всегда привязана к месту (внешним и внутренним условиям) и времени, более того, она вытекает из них. Что касается «технологии», то она может быть новой, старой и даже реликтовой, но она становится инновационной тогда, когда используется как фактор конкурентного преимущества (фактор успеха в бизнесе). Отсюда коммерциализация технологии – это не только превращение её в рыночный товар (предмет бизнеса), но и в инновационную технологию.
Оценка коммерциализуемости технологии должна вестись не от её разработки, а от востребованности, обусловленной рыночной потребностью в продукте, при производстве и реализации которого она может сработать как инновационый фактор. Представляется, однако, что словосочетание «инновационная технология» более уместно использовать для обозначения технологии инновационного процесса как такового (по аналогии с «обучающей технологией»). В рассматриваемом же случае, когда технология является средством (фактором) инновации, было бы уместнее говорить о технологической инновации. Что касается экономической категории «инновация» в контексте рынка, то её сущность (причина возникновения) в необходимости (стремлении) завоевать потребителя/клиента через производимый товар/услугу, которую клиент воспримет или предпочтет аналогичному конкурирующему товару/услуге. Инновации мотивируются рынком и оцениваются рынком, а вовсе не наукой или стремлением «внедрить науку в производство».
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Анализ рисков при подготовке научно-технического и технологического задела инноваций / А. Боев [и др.] // РИСК (Ресурсы. Информация. Снабжение. Конкуренция). - 2013. - № 3. - С. 214-221. - (Региональные и отраслевые экономики). - Библиогр.: с. 221 (10 назв.).
2. Васин, Николай Сергеевич. Инновационность и устойчивость: проблемы комплементарности / Николай Сергеевич Васин, Константин Сергеевич Рябых // Экономический анализ: теория и практика. - 2014. - № 1. - С. 23-28. - (Методы анализа). - Библиогр.: с. 28 (6 назв.).
3. Влияние стандартизации на инновационный процесс / Б. В. Гринев [и др.] // Стандартизация. - 2013. - № 5. - С. 26-28. - (Техническое нормирование и стандартизация).
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.