- 23.12.2014
- 3788 Просмотров
- 0 Комментариев
Человеку невозможно прожить без искусства. Оно пронизывает нашу жизнь, потому что это форма эмоционального выражения себя в современном мире.
Театральное искусство, пожалуй, самое универсальное средство эстетического и нравственного воспитания, формирующего внутренний мир студентов. Потери в эстетическом воспитании обедняют внутренний мир человека. Не зная подлинных ценностей, он легко принимает ценности лживые, мнимые.
В педагогическом колледже воспитательный процесс направлен на помощь студентам в освоении социокультурного опыта, свободного самоопределения в социальном окружении. Именно в этом помогают средства и методы театрально- игровой деятельности. Они являются благоприятной средой самовыражения и самореализации личности обучающихся, моделью жизни, в которой человек учится взаимодействию с другими людьми.Участие в спектакле ставят каждого студента в активную жизненную позицию, помогают увидеть своё место в жизни, заставляют чувствовать ответственность. Студенты «обыгрывают» свои проблемы.
Работа в театральной студии помогает решать задачи:
1. Эмоционального воспитания: развитие коммуникабельности студентов, формирование умения владеть своими эмоциями.
2. Осознанного восприятия: развитие музыкально- художественного мышления через единство слова, музыки, танца.
Отличительной особенностью работы студии является деятельностный подход к воспитанию и образованию, развитию студента средствами театральной постановки. Он вовлекается в продуктивную творческую деятельность, где выступает в качестве исполнителя, а иногда и сорежиссёра, художника, композитора. Таким образом, процесс создания спектакля рассматривается как возможность полихудожественного развития личности, учитывающий интегративные процессы, протекающие в результате взаимодействия различных видов искусств.
Одним из непременных условий успешной деятельности театрального студии является вариативность форм и методов работы, которые способствуют психофизическому развитию, развитию интеллекта, творческих способностей, активизируют познавательный интерес, расширяют знания обучающегося об окружающем мире, готовят его к тонкому восприятию различных видов искусства.
Театрализованная деятельность – это деятельность, позволяющая студенту проявить себя индивидуально и в группе, попробовать свои силы, раскрыть свои, часто скрытые, таланты, предстать перед окружающими в неожиданном облике, показать публично достигнутый результат. Ведь самый короткий путь эмоционального раскрепощения, снятия зажатости, заторможенности, обучение чувствованию и художественному воплощению происходит через игру.
Постановка спектакля -это многогранный, творческий процесс, который по своему замыслу и воплощению близок методу проектов.
Напомню, что метод проектов представляет собой совокупность последовательных учебно – познавательных приемов, которые позволяют обучающимся приобретать знания и умения в процессе планирования и самостоятельного выполнения определенных практических заданий с обязательным представлением результатов.
В содержание метода проекта входит:
погружение, работа с литературой, музыкальным материалом;
беседы, репетиции;
постановка спектакля;
рефлексия (анализ деятельности, подведение итогов).
Работа над проектом тщательно планируется преподавателем и обсуждается со студентами.
Театральным традициям нашего колледжа уже более 50 лет. Сегодня в ГБОУ СПО «Лукояновский педагогический колледж им. А. М. Горького» работает театральная студия «Чайка».
Хочу поделиться, как шла работа над постановкой мюзикла«День Покров, подари женихов!» авторов М. А. Давыдовойи И. А. Агаповой .
Вы можете спросить меня, почему мюзикл?
Нам было интересно попробовать свои силы в работе над музыкальным спектаклем. Мы предложили руководителям студии дать нам возможность поставить спектакль самостоятельно. Так и возник наш проект мюзикла «День Покров, подари женихов!»
Мюзикл (англ.Muzical, музыкальная комедия) – музыкально- сценическое произведение, в котором переплетаются диалоги, песни, музыка, танцы, при этом сюжет незамысловат.
Музыкальный спектакль «День Покров, подари женихов!» рассчитан на зрителей старшего школьного возраста, небольшой по объему (одно действие, состоящее из 4- х картин), с несложными музыкальными номерами.
Цель работы: развитие и самореализация творческой личности студента.
Задачи:
1. Выявить основные направления проблемы постановки музыкального спектакля (мюзикла);
2. Способствовать формированию духовного мира обучающихся, через привлечение к музыкальной культуре.
В процессе решения этих задач используются следующие методы:
метод теоретического исследования (изучение музыкальной и художественной литературы);
аналитический (анализ музыкально- педагогической и искусствоведческой литературы);
описательный (изложение специфики работы по формированию культурологической компетенции);
метод театрализации, игры, драматизации.
На I этапе, организационно- установочном, определена мотивация, предварительное знакомство режиссёра с составом исполнителей, изложение темы мюзикла. Живо и интересно проходит формирование групп, распределение обязанностей.
1 группа: режиссёр и его помощник (главные организаторы театрального процесса) знакомят с содержанием мюзикла, проводится кастинг на роль (актеры делают первые пробы в поисках будущих сценических образов); внимательно изучаются выбранные для постановки костюмы, декорации, их совпадение со сценарным замыслом.
2 группа: актеры- наиболее значительные и ответственные фигуры в воспроизведении авторского и режиссёрского замысла.
Главные роли в мюзикле: молодая сказочница Ирина (Мария Звягина), господин Кукин (Кормилицын Евгений)- любезный молодой мужчина, директор мебельной фабрики, холостяк, очень робкий по характеру; Диана (Алферова Татьяна)- девочка- старшеклассница; Валентин (Василий Петров)- брат- ровесник Дианы, соучастник всех её затей и проделок, преданный товарищ; Шишига- волшебное существо (Бурунова Ксения), нескромно считающее себя очень умной, мудрой и привлекательной.
3 группа:музыкальное оформление спектакля: создание фонограмм с помощью программы Sonar , музыкальные заставки и сценические эффекты. В мюзикле нашли отражение разные музыкальные стили – это лирический вальс сказочницы Ирины, рэп в исполнении Валентина и Дианы, танго Шишиги, марш Директора и озорные частушки.
4 группа: костюмеры (подбор костюмов); гримеры (внешний образ, характер персонажа, зависит от макияжа); декораторы (изготовление атрибутов и оформление декораций для сцены мюзикла). Из числа участников спектакля.
На II этапе шла работа над постановкой спектакля (читка по ролям, репетиции музыкальных номеров, массовых сцен, построение сценического образа актеров).
На первой репетиции за круглым столом читаем сценарий по ролям.
Содержание мюзикла: сказочница Ирина начинает писать сказку о девочке Диане и её брате Валентине. Но эти герои вырываются из сказки и приходят к ней в гости. Валентин усаживается на рабочий стул сказочницы и … ломает его! Пока сказочница мажет Валю йодом и рассматривает сломанный стул, все думают, что делать? Решено идти покупать новый стул в мебельный магазин. Директор влюбляется в сказочницу, но тут появляется Шишига, которая дает всякие глупые советы. Эта Шишига случайно оказывается в городе в волшебный день Покрова. Она- осеннее божество Покрова дня- считает, что умеет соединять одинокие сердца. Когда она узнает, что директору мебельного магазина очень понравилась сказочница, то начинает ему активно помогать.
Но из-за её помощи как раз всё время происходят смешные казусы. Каждый знает, что в человеческих отношениях только люди могут разбираться!
Всё завершилось благополучно, стул купили, директора женили, а Шишигу отправили обратно в лес! А сказочница пишет новую пьесу…
Затем начинаются репетиции, на которых режиссёр и актёры определяют основную идею пьесы, оговаривают предлагаемые режиссёром обстоятельства, делают первые пробы в поисках актёрского воплощения художественных образов, прорабатывают текст и соотносят его со сценическими движениями, мизансценами.
Далее проводится работа над вокальными партиями героев музыкального спектакля.
Параллельно с репетициями на сцене идёт подготовка декораций, которые будут использоваться в спектакле, т.к. они помогают передать атмосферу спектакля и продуктивно выстраивать мизансцены. На сцене создавались условные мини-площадки при помощи перестановки стульев, ширм, драпировки тканей, занавеса, обозначающих места действия.
Подбор костюмов и поиск соответствующего грима, помогают актёрам воплотить задуманный автором характер персонажа. Грим, причёски наших актёров – это плод фантазии студийцев. Например, грим сказочницы должен был подчеркнуть искреннюю доброту персонажа, её нежность, поэтому макияж получился светлым и воздушным Созданием костюмов занимались сами актёры, они придумывали модели, в которых было важно всё – фактура ткани, цвет, форма, особенные детали и многое другое.
Вот каким получился костюм Шишиги.
На репетицияхрежиссёр следил за всеми движениями исполнителей и их взаимодействием друг с другом, то есть определял причину, цель и повод движения по сцене, для того, чтобы все происходящее было естественным и выразительным.
Очень ответственно проходила генеральная репетиция в костюмах со всеми составляющими спектакля.
III этап- премьерный показ спектакля. Мы играем для зрителей, делаем это с удовольствием, пытаемся передать своё тепло и любовь, и ту доброту и силу, с какой эта музыкальная сказка написана её автором.
IV этап -рефлексия.После постановки спектакля работа над ним не закончилась. Мы обсуждаем свою работу, делимся впечатлениями и пытаемся определить, что удалось и над чем ещё предстоит поработать. Зрительская оценка для нас важна, т.к. мы работаем не только для собственного удовольствия. Занимаясь в театральной студии, мы стараемся приобщать наших студентов к миру театрального искусства.
Спектакль этот и весёлый, и поучительный, и радостный, и волнующий. Мы играли его на сцене несколько раз: в педколледже, в Детской Школе Искусств, вРайономДоме Культуры для зрителей разного возраста. Всем, кто смотрел наш спектакль, очень понравилось.
«Игра юных актёров очаровывает, заставляет зрителей перенестись в другой, волшебный мир, где они отстраняются от каждодневных проблем и просто отдыхают» - высказывание зрителей.
После премьеры мюзикла мы выложили на сайт нашего колледжа фотографии из спектакля. Приятной неожиданностью для нас стало письмо от автора сценария И.А.Агаповой, которая увидела их в интернете. Ей очень понравилась наша работа и она пожелала новых удач. Наша переписка через интернет продолжается.
На сайте можно посмотреть отзывы Кристины Сергиенко (г. Москва), которая защитила дипломную работу по спектаклю «День- Покров, подари женихов!».
Пьесу «День- Покров, подари женихов!» вместе с музыкой можно найти в книге «Музыкальные вечера в школе. Композиции, сценки, викторины» М. Давыдовой и И.Агаповой.
Творческий процесс завершён. Театр сплотил нас. Мы прожили жизнь героев. Сделали выводы. Впереди нас ждут новые поиски, новые творческие постановки.
И может быть И. А. Агапова и М. А. Давыдова напишут именно для нас новые музыкальные постановки.
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.