Меню
© Международный образовательный портал современных компетенций Cвидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 55893 от 07.11.2013 г. Международные и Всероссийские олимпиады, конкурсы и викторины

Роль княгини Ольги в становлении русской государственности и культуры
Автор: Казарницкая Екатерина Андреевна
студентка 3 курса ГБПОУ «Волгоградский технологический колледж»
Руководитель: Вологина Вера Васильевна
преподаватель дисциплины «Основы исследовательской деятельности»
ГБПОУ «Волгоградский технологический колледж»


В данной статье рассматривается вопрос о роли княгини Ольги в становлении русской государственности и культуры.

С момента образования Древнерусского государства прошло уже достаточно много лет. На протяжении всего периода оно развивалось благодаря не только своему народу, но и княгиням и князьям, которые находились под его управлением. В разные периоды каждый правитель смог оставить свой значительный вклад в развитие и становление Древней Руси. Княгиня Ольга – одна из самых важных исторических личностей, которой удалось внести значительный вклад в развитие Руси. Этот вклад не возможно не оценить, так как за христианскую религию мы и по сей день, должны быть благодарны Великой женщине – Княгине Ольге.

Актуальность нашей темы во многом определяется значительным вкладом Княгини Ольги в становление государственности и культуры, которая и по настоящее время имеет место быть в современном обществе. Ведь каждая историческая эпоха рождает выдающихся деятелей своего времени. Достижения их оцениваются в соответствии с его веком и условиями, а не с позиции сегодняшнего дня. Таким образом, первые русские князья действовали во имя интересов Руси.
Цель данной статьи рассмотреть деятельность княгини Ольги, оценить её влияние на внутреннюю и внешнюю политику Древнерусского государства.

Речь пойдет о времени становления Древнерусского государства, о первой русской христианке, княгине Ольге. О правительнице, которая превратила языческую Русь в развитую, ничем не уступающую передовым европейским государствам того времени. Распространению христианства мы обязаны этой великой женщине, которую по справедливости можно назвать матерью нашей государственности. Деятельность княгини Киевской Руси Ольги отразилась в самых различных источниках: в письменных, русских и зарубежных, вещественных и даже географических. Очевидно, что такое значительное количество памятников прошлого должно было помочь исследователям составить достаточно полный и достоверный исторический портрет княгини. Однако из-за противоречивости и недосказанности сведений в них в научной литературе не утихают споры об Ольге. Они касаются и ее происхождения, и дат рождения и замужества, ее жестокой мести древлянам, и в целом вклада в становление и развитие Древнерусского государства.
В качестве источников в исследовании использованы летописи, прежде всего, «Повесть временных лет». К другой категории источников относится «Житие княгини Ольги», описывающее благоверные поступки княгини.

Дата, место рождения будущей княгини Ольги и ее социальный статус до замужества до сих пор являются дискуссионными вопросами в отечественной историографии.
Историк XIX в. Н.М. Карамзин писал, что многие события древней истории, записанные в летописях, часто не согласуются между собой и взяты, «без всякого сомнения, из народных сказок».
Ее социальное происхождение, как и национальная принадлежность, до настоящего времени точно не определены и вызывают у исследователей споры. Одни настаивают на ее болгарском происхождении. Другие – на славянском, псковском. Третьи считают, что Ольга скандинавка.
После смерти Игоря править на Руси стала его вдова – княгиня Ольга (их сын Святослав был еще мал). Первое, что она хотела сделать – отомстить древлянам за гибель муж.
Летописец подробно рассказывает о том, как древляне посылали к Ольге два посольства, чтобы умилостивить ее, предложили супружество с их князем Малом.

После гибели законного правителя его вдове пришлось с помощью варварских и жестоких методов спасать, скажем, так, целостность земли и пошатнувшуюся власть своей семьи. С этой задачей она справилась.
И начала наводить порядки на покоренной Древлянской земле. Именно эта мстительная псковитянка первой пыталась распространить христианство на Руси. Княгиня считала, что время прежних богов прошло безвозвратно. Множество русских земель объединилось вкруг Киева, нужна была новая вера, единой власти, не раздробленная между многочисленными богами славянского пантеона. Такая вера была у греков в Визанитии. Она называлась христианской, а люди этой веры – христианами. [3, с.436]

Первые годы правления Ольги, естественно, ушли на решение внутриполитических проблем.
Повсюду Ольга судила население и устанавливала «уставы» (как что-либо делать) и определяла «уроки» (обязанности, которые должны выполнять жители к определенному сроку, будет ли то уплата известной суммы денег, доставка известного количества каких-либо вещей или какая-нибудь работа). Таким образом, Ольга ликвидировала архаическую систему полюдья (сбор князем дани, количество которой определялось жадностью князя) и заменила ее строгой системой сбора определенного количества дани. Теперь дань привозили на погосты, где ее принимали княжеские чиновники (тиуны).

Проведенный анализ источников и литературы позволил сделать следующие выводы:
Отечественные историки дают княгине Ольге высокую оценку как выдающейся государственной деятельнице. В то же время, из-за противоречивости и недосказанности сведений источников так и остались нерешенными многие вопросы.
В настоящее время остаются дискуссионными вопросы, касающиеся даты и места рождения Ольги, ее национальной принадлежности и социального положения, деятельность княгини в период замужества и до гибели супруга.

Одни исследователи считают Ольгу славянкой знатного происхождения из Пскова, другие настаивают на варяжском происхождении. При этом эти авторы называют княгиню Прекрасной, Хельгой, Ольгой. Сходятся лишь в одном – после крещения княгиня получила имя «Елена».
В исторической науке до сих пор обсуждается вопрос о мести Ольги древлянам или дискуссия о так называемой «древлянской войне». Является ли месть действительно историческим фактом, в котором не приходится сомневаться, или это фольклорное предание, легенда.
Еще одним предметом обсуждения является содержание реформ княгини Ольги. Большинство исследователей сходятся лишь в одном – экономическое укрепление Киевского государства, последовавшее за преобразованиями княгини Ольги, способствовало повышению государственного престижа Киевской Руси в международных отношениях.

В исторической науке существует разнообразие мнений по вопросу о принятии христианства княгиней Ольгой. Мы склонны считать, что Ольга, приняв христианство в Византии в 957 г., добилась определенных результатов: за ней был закреплен титул «дочери» императора, т.е. русская княгиня поднялась в византийской дипломатической иерархии выше. В тоже время крещение Ольги явилось индивидуальным политическим актом, связанным с престижными вопросами великокняжеской власти.

Список используемой литературы:
1. Морозова Л.Е. // Великие и неизвестные женщины Древней Руси // Учебник – Москва: Изд-во: Юрайт, - 2014. – с.405
2. Жук С.М. // Киевская Русь // Учебник – Москва: Изд-во: Юрайт, -2014. – с.780
3. Новосельцев А. П., Сахаров А. Н. и др. // История России с древнейших времен до конца ХVII // Учебник –Санкт Петербург: Изд – во БЭК, - 2015. – с.583
4. Рыбаков Б.А. // Мир истории: Начальные века русской истории // Учебник – Москва: Изда-во: Юрайт, - 2014. – с.342.
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
avatar