- 12.06.2017
- 11373 Просмотра
- 0 Комментариев
Базовые теории воспитания и развития личности
Введение
Прежде чем говорить о теме своей работы, я бы хотел раскрыть само понятие педагогики, что из себя представляет эта наука и какова ее цель.
Педагогика — это наука, изучающая закономерности передачи социального опыта старшим поколением и активного его усвоения младшим поколением. Свое название педагогика получила от греческих слов «пайдос» — дитя и «аго» — вести. В дословном переводе слово «педагогика» означает «дето-вождение» [3, c.3].
В целом педагогика как область научных дисциплин о воспитании, обучении, образовании человека раскрывает закономерности педагогического процесса, а также становления и развития личности в этом процессе [6, c.46].
Педагогика изучает и выявляет наиболее эффективные условия для гармоничного развития личности в процессе обучения и воспитания. Именно поэтому для своей работы я выбрал тему «Базовые теории воспитания и развития личности», потому что считаю, очень важно знать и понимать, основные подходы к этому процессу. Ведь формирование личности - это очень сложные процессы и результаты социализации, воспитания и саморазвития.
Л.С.Выготский обосновал тезис о ведущей роли обучения в развитии личности: обучение должно идти впереди развития личности и вести его за собой. Обучение и развитие тесно связаны друг с другом: развитие и обучение не два параллельно протекающих процесса, они находятся в единстве. Вне обучения не может быть полноценного развития личности [9, c.103]. Я согласен с этим тезисом, поэтому считаю, что рассматриваемая мной тема является актуальной и в наше время.
Воспитание растущего человека как формирование развитой личности составляет одну из главных задач современного общества.
Целью данной работы будет раскрытие базовых теорий воспитания, основных взглядов и подходов к процессу воспитания, а также будут рассмотрены сам процесс развития личности ребенка и факторы, которые на него влияют.
Базовые теории воспитания
Воспитание имеет в педагогической науке два основных смысла.
• В широком смысле под воспитанием понимается процесс целенаправленного влияния, целью которого выступает накопление человеком необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования у него определенной системы ценностей; воспитание — целенаправленный процесс формирования интеллекта, физических и духовных сил личности, подготовки ее к жизни, активной трудовой деятельности.
• В узком смысле воспитание — это систематическое целенаправленное воздействие на воспитуемых (взаимодействие с ними) с целью формирования у них определенных качеств, взглядов, убеждений, желаемого отношения к людям и явлениям окружающего мира.
• Воспитание часто трактуется еще в более конкретном значении — как решение определенной воспитательной задачи [6, c. 48].
Воспитание является одним из основных понятий педагогики и важной составной частью педагогического процесса.
Процесс воспитания по своей сути похож и близок процессу социализации, становления личности, в ходе которого происходит усвоение языка, социальных ценностей, норм, установок, образцов поведения, опыта, культуры, присущих данному обществу и воспроизводство им социальных связей, ролей и опыта. Но воспитание в отличие от социализации рассматривается как процесс целенаправленной и сознательно контролируемой социализации (семейное, религиозное, школьное воспитание).
Факторы воспитания личности
Под фактором воспитания понимается то, что способно порождать воспитательные эффекты, объективно оказывая влияние на ход и результаты воспитания человека. Такими факторами являются: внутренние и внешние явления, процессы, ситуации, которые оказывают прямое или косвенное воздействие на формирование качеств личности, системы установок, ценностей, отношений, мотивов, моделей поведения [6, c.71].
В самом общем виде воспитанность человека зависит от условий жизни и его личностной позиции.
Основные факторы:
• Индивидные свойства (возраст, пол, состояние здоровья, темперамент и т.д.);
• Личностные качества (характер, воля, мотивация, вера).
• Культура и социальная среда;
• Исторический период;
В целом в процессе воспитания необходимо учитывать многообразие и взаимодействие различных факторов в жизни воспитанников, понимая, что каждый из них не только формирует потенциальный контекст воспитания, но и накладывает определенные
ограничения на возможности воспитания [6, c.74].
Два взгляда на воспитание
Педагогическая наука пока не имеет единого общего взгляда на то, как следует воспитывать детей. С древнейших времен и до наших дней существуют два диаметрально противоположных взгляда на воспитание:
1. воспитывать детей нужно в страхе и повиновении;
2. воспитывать детей нужно добротой и лаской [7, c.32].
Первый взгляд еще называют традиционной или авторитарной педагогикой, второй гуманной. Авторитарную педагогику можно отнести к официальной, повсеместной, общепринятой. Не зря ее называют традиционной. У нее очень большая история и сложилась она в многовековой практике. Напротив, гуманная педагогика не является такой популярной и общепринятой. Лишь немногие из учителей и воспитателей являются её последователями. Она берёт своё начало в творчестве древнейших философов, педагогов и мудрецов разных эпох. Сложилась и оформилась в трудах и учениях классиков мировой педагогики.
Интересно то, что, наверное, до сих пор нельзя выбрать раз и навсегда один из методов и навсегда отказаться от второго.
В одних случаях большую пользу приносят обществу люди, воспитанные в жестких правилах, у которых сформулированы суровые взгляды на жизнь, люди с упрямыми характерами и неуступчивыми взглядами, в других — мягкие, добрые, интеллигентные, богобоязненные и человеколюбивые люди. В зависимости от того, в каких условиях живет народ, какую политику приходится вести государствам, создаются традиции воспитания. В тех обществах, которые уже давно ведут спокойную, сытую жизнь, преобладают гуманистические тенденции воспитания. А в тех обществах, которые ведут постоянную борьбу, преобладает жесткое воспитание, основанное на авторитете старшего и беспрекословном повиновении младшего. В условиях войны, голода, социальных конфликтов, лишений, может быть, и хотелось бы воспитывать детей помягче, но выжить в этих условиях они не смогут. Вот почему вопрос, как воспитывать детей, — вопрос не столько науки, сколько самой жизни [7, c.32].
Но в чем заключается основное различие этих методов? В авторитарной педагогике уделяется большое внимание строгости. Все свои понятия, методы и принципы она раскрывает с точки зрения силового подхода, принуждения, давления. Она больше увлекается обучающими, формирующими процессами и управлением этими процессами. Ставит во главу угла задачу прочного усвоения школьниками знаний, умений и навыков, и крайне мало заботится о процессе воспитании, о становлении личности ребенка. Сторонником данного метода являлся И. Гербарт.
Полной противоположностью является гуманная педагогика, где во главе стоит принцип формирование личности ребенка без принуждения и естественное развитие его потенциала. Активным сторонником этого метода был Ж. Ж. Руссо, на основе идей которого, была сформирована теория свободного воспитания. А создателем новой гуманной педагогики, можно по праву назвать советского и российского педагога, психолога Шалву Александровича Амонашвили.
Привожу интересную цитату из его книги «Сокровенные педагогические знания откроются каждому в той мере, в какой он устремлен к ним. Они поступят к нему через интуицию и чувствознание. Но интуиция и чувствознание требуют жертв: бескорыстной любви и преданности детям, общения с ними на принципах равноправия, свободы и сотрудничества, устремленности к Высшему» [1, c.7].
Гуманистическая педагогика — система научных теорий, утверждающая воспитанника в роли активного, сознательного, равноправного участника учебно-воспитательного процесса, развивающегося по своим возможностям. С позиций гуманизма, конечная цель воспитания состоит в том, чтобы каждый воспитанник мог стать полномочным субъектом деятельности, познания и общения, свободной, самодеятельной личностью [7, c.33].
Гуманистическая педагогика сориентирована на личность. Ее отличительные признаки: смещение приоритетов на развитие психических, физических, интеллектуальных, нравственных и других сфер личности вместо овладения объемом информации и формирования определенного круга умений и навыков; сосредоточение усилий на формировании свободной, самостоятельно думающей и действующей личности, гражданина-гуманиста, способного делать обоснованный выбор в разнообразных учебных и жизненных ситуациях. [7, c.34]
Другими словами, это означает создать такие условия, в которых сам ребенок не может не учиться.
Гуманистическая педагогика выступает за приспособление школы к ученику, обеспечение атмосферы комфорта и «психологической безопасности» [7, c.34].
Теории воспитания
Теории воспитания определенным образом трактуют сущность, цели, приоритеты, направленность, содержание и другие компоненты воспитания [6, c.74].
Их можно классифицировать по различным основаниям. Например, одним из таких оснований являются представления о природе человека и соотношении внутреннего
и внешнего в развитии и воспитании личности. Теории воспитания на данном основание можно разделить на:
• антропоцентрические,
• социоцентрические,
• личностно-социальные.
Развитие личности как естественное раскрытие внутренних, природных сил и качеств человека, характерно для антропоцентрических теорий.
Человек, в антропоцентрических теориях, рассматривается как самонастраивающаяся система, в которой внутренние, импульсивные, неосознаваемые устремления, потребность в саморазвитии сами подскажут и направят на необходимый и правильный путь развития. Задача педагога заключается в том, чтобы предоставить детям максимально возможные области для их развития, выбрать технологии, с помощью которых эти области можно осваивать. Человек выступает творцом своей жизни, развивая творческие способности. Но здесь могут проявиться проблемы самостоятельного определения и реализации человеком своих истинных потребностей, могут возникать асоциальные интересы, тенденции к асоциальному поведению, и даже к деградации личности.
Сторонниками данных теорий были: Ж. Ж. Руссо, Д. Дьюи, Э. Кей, М. Монтессори, Л. Н. Толстой, В. В. Розанов, А. У. Зеленко, А. Маслоу, К. Роджерс. Конечно, у всех у них были свои различные теории, но все они обладают общей идеей гуманности и свободы.
В рамках социоцентрических теорий воспитания решающее значение отводится внешним факторам, социуму [6, c.75].
Целью воспитания является подчинение общественного сознания какой-либо идеологической доктрине и нахождение способов сознательного управления массой со стороны немногочисленной элиты – обезличивание индивидуального сознания [8, c.20].
К данным теориям можно отнести:
• социал-реконструктивистское направление, где крайне важное значение придается социальным условиям, а школа выступает «инструментом социальной реконструкции» [6, c.76];
• бихевиоризм, где стимулами для воспитания выступают факторы окружающий среды, а личность – это совокупность социально приемлемых ответов на социальные стимулы;
• ролевая концепция личности, согласно которой личность есть функция от той совокупности социальных ролей, которые выполняет человек в обществе; человек в процессе воспитания усваивает ролевое поведение, выучивает способы исполнения социальных ролей и становится личностью [6, c.76].
Представители данного направления считают, что, хотя человек рождается как существо биологическое, однако в процессе своей жизни он постепенно социализируется благодаря влиянию на него тех социальных групп, с которыми он общается [9, c.96].
Плюсами социоцентрических теорий являются: прогнозируемость, контролируемость и проверяемость результатов воспитательной деятельности. А к минусам: единообразие содержания и методов воспитания, жесткие рамки, в которые поставлены педагог и воспитанник, что мешает свободному самовыражению ребенка, раскрытию его творческих способностей.
Личностно-социальные теории, направленны прежде всего на интеграцию двух сторон в развитии человека: биологической и социальной. Им соответствуют конструктивный синтез существующих подходов и учет в воспитании как природных данных человека, так и внешних социальных факторов, и безусловно его собственной активности как личности, субъекта своей жизнедеятельности и воспитания.
Представители этого направления считают, что психические процессы (ощущение, восприятие, мышление и др.) имеют биологическую природу, а направленность, интересы, способности личности формируются как явления социальные. Такое деление личности никак не может объяснить ни ее поведение, ни ее развитие [9, c.96].
К данным теориям можно отнести работы работы К. Д. Ушинского, П. Ф. Каптерева, Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, идеи психолога В. Франкла, педадогические системы А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинского.
Отечественная педагогическая наука рассматривает личность как единое целое, в котором биологическое неотделимо от социального. Изменения в биологии личности сказываются не только на особенностях ее деятельности, но и на образе жизни. Однако решающую роль играют те мотивы, интересы, цели, т.е. результаты социальной жизни, которые, определяя весь облик личности, придают ей силы для преодоления своих физических недостатков и особенностей характера (вспыльчивость, стеснительность и т.п.).
Личность, будучи продуктом общественной жизни, в то же время является живым организмом. Отношения социального и биологического в формировании и поведении личности чрезвычайно сложны и оказывают неодинаковое воздействие на нее на разных этапах развития человека, в разных ситуациях и видах общения с другими людьми [9, c.96-97].
Развитие личности
Личность, по определению Л. С. Выготского, - это целостная психическая система, которая выполняет определенные функции и возникает у человека, чтобы обслуживать эти функции. Основные функции личности - творческое освоение общественного опыта и включение человека в систему общественных отношений [9, c.97].
Понятие «личность», в отличие от понятия «человек», — социальная характеристика, которая указывает на качества, формирующиеся под влиянием социума. Как личность, человек формируется в социальной системе путем целенаправленного и продуманного воспитания.
Человека можно назвать личностью если он достигает уровня развития, который позволяет считать его носителем сознания и самосознания, способным на самостоятельную преобразующую деятельность. Человек не рождается личностью, а
становится ею только в процессе развития.
Человек, рождаясь, оказывается в среде, которую сам не создавал, в культу¬ре, которая уже сложилась без него. Сущность взрослеющей и развивающейся личности будет определяться тем, как она социализируется в особой культур¬ной суперсистеме — цивилизации [5, c. 21].
Критерии сформировавшейся личности
Первый критерий: человека можно считать личностью, если в его мотивах существует иерархия в одном определенном смысле, а именно если он способен преодолевать собственные непосредственные побуждения ради чего-то другого. Субъект способен к опосредованному поведению. Мотивы, по которым преодолеваются непосредственные побуждения, являются социально значимыми.
Второй критерий: способность к сознательному руководству собственным поведением. Это руководство осуществляется на основе осознанных мотивов-целей и принципов. Самосознание как особая инстанция личности [4, c.310].
Этапы формирования личности
Личность формируется путем усвоения, или присвоения, индивидом общественно выработанного опыта. Это совершенно особый процесс.
По образному выражению А. Н. Леонтьева, личность «рождается» дважды.
Первое ее рождение относится к дошкольному возрасту и знаменуется установлением первых иерархических отношений мотивов, первыми подчинениями непосредственных побуждений социальным нормам.
Второе рождение личности начинается в подростковом возрасте и выражается в появлении стремления и способности осознавать свои мотивы, а также проводить активную работу по их подчинению [4, c.313-314].
Стихийные механизмы формирования личности
Это стихийные механизмы, потому что субъект, подвергаясь их действию, в полной мере не осознает их и не может сознательно ими управлять.
Все механизмы, касающиеся развития личности, действуют на основании потребности в общении. Потребность в общении настолько важна, что ее неудовлетворение приводит к ухудшению физического состояния младенца. Есть мнение, что это врожденная потребность. Потребность в себе подобном, в общении, является основной движущей силой формирования и развития личности.
Основные стихийные механизмы формирования:
• Сдвиг мотива на цель, где воспитание ребенка состоит из привития ему норм поведения. Ребенок узнает, что ему можно, а что нельзя, причем с ростом ребенка, растет круг норм и правил;
• Механизм идентификации, где передача опыта происходит через личный пример и подражание. Именно здесь, большую роль играет собственная личность родителей или воспитателей, ведь ребенок перенимает от них очень многое. Основная функция данного механизма – освоение и вхождение ребенка в новую социальную позицию.
• Социальная позиция и социальная роль. Данный механизм очень похож на механизм идентификации, но отличается наибольшей обобщенностью и отсутствием персонализации эталона. Человек занимающий определенную социальную позицию, выполняет определенную социальную роль, т.е. совершает действия, которые от него ожидает окружение.
Таким образом можно сказать, что на формирование личности влияет как среда, так и внутренние качества, и побуждения самого человека.
Переоценка роли среды, утверждение, что развитие человека определяется средой, привело к заключению: чтобы изменить человека, надо изменить среду. Но среда - это прежде всего люди, поэтому получается замкнутый круг. Чтобы изменить среду, надо изменить людей. Однако человек не пассивный продукт среды, он тоже влияет на нее. Изменяя среду, человек тем самым изменяет самого себя. Изменение, развитие осуществляется в деятельности [9, c.106].
Среда оказывает скорее формирующее влияние, а характер развития каждой личности, широта, глубина этого развития при одинаковых условиях обучения и воспитания зависят главным образом от ее собственных усилий, от той энергии и работоспособности, которые она проявляет в различных видах деятельности, но всегда нужно учитывать и природные задатки. Именно этим во многих случаях объясняются те различия в развитии отдельных людей, в том числе и школьников, которые живут и воспитываются в одних и тех же средовых условиях и испытывают примерно одни и те же воспитательные воздействия.
Заключение
В заключение я хочу особо подчеркнуть особую роль воспитания и обучения в процессе развития личности. Именно они способны скорректировать влияние среды и наследственности. Благодаря воспитанию общество получает полноценную личность.
Но все ли так однозначно? Нет. До сих пор, по-разному оценивают роль воспитания. Кто-то считает, что воспитание бессильно, например, в случае плохой наследственности или негативного влияния среды. Кто-то считает, что это единственный способ изменения человеческой природы.
Эффективность воспитательного воздействия заключается в целенаправленном, систематичном и квалифицированном руководстве. Слабость воспитания в том, что оно основывается на сознании человека и требует его участия, тогда как наследственность и среда действуют бессознательно и подсознательно. Этим определяются роль, место, возможности воспитания в формировании человека.
Лично мое мнение, что, благодаря воспитанию можно многого добиться, но вот кардинально изменить человека практически невозможно.
Воспитание подчиняет развитие человека намеченной цели. Целенаправленное и систематическое влияние воспитателей приводит к образованию новых, заранее запроектированных условно рефлекторных связей, которые никакими иными путями созданы быть не могут. Воспитание — это заполнение пробелов в программе человеческого развития. Одна из важнейших задач правильно организованного воспитания — выявление склонностей и дарований, развитие в соответствии с индивидуальными особенностями человека, его способностями и возможностями.
Специальные исследования показали, что воспитание может обеспечить развитие определенных качеств, только опираясь на заложенные природой задатки [7, c.59].
Воздействуя на развитие человека, воспитание само зависит от развития, оно постоянно опирается на достигнутый уровень развития. В этом и состоит сложная диалектика взаимоотношений развития и воспитания как цели и средства. Эффективность воспитания определяется уровнем подготовленности человека к восприятию воспитательного воздействия, обусловленного влиянием наследственности и среды. Поэтому определяющую роль играют конкретные ситуации и взаимоотношения людей в воспитательном процессе [7, c. 60].
В процессе воспитания и обучения необходимо обязательно учитывать природный потенциал ребенка. Необходимо выявить интересующие сферы ребенка, направлять и помогать ему в развитии его интересов. И здесь крайне важную роль играет личность самих родителей и воспитателей, педагогов. Нужно помнить слова великого педагога Януша Корчака: «Не жди, что твой ребенок будет таким, как ты, или таким, как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой.». Он как никто понимал, что все люди – разные и не надо делать из человека того, кем он не является, иначе могут быть печальные последствия, как в фильме режиссёра Питера Уира «Общество мертвых поэтов», где один из героев покончил с собой, когда родители запретили ему стать тем, к чему у него был талант и к чему стремилась его душа. А виноватым сделали педагога с современными и гуманными взглядами на процесс образования. На мой взгляд, в этом и есть роль воспитания, не запрещать, а направлять ребенка к развитию своих талантов и становлению его как личности.
Литература
1. Амонашвили Ш. А. Основы гуманной педагогики. В 20 кн. Кн. 1. «Улыбка моя, где ты?»: Свет; Москва; 2014
2. Безрукова В.С. Педагогика: учеб. пособие / В.С. Безрукова. – Ростов н/Д: Феникс, 2013. 381с.
3. Вайндорф-Сысоева М.Е., Крившенко Л.П. Педагогика: Пособие для сдачи экзамена. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайтет-Издат, 2005. –239 с. – (Хочу все сдать!)
4. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: курс лекций / Ю.Б. Гиппенрейтер. – Москва : Издательство АСТ, 2016. – 352 с. – (Бестселлеры психологии).
5. Голованова Н.Ф. Педагогика: учебник для студентов учреждений высш. проф. образования / Н.Ф. Голованова. – 2-е изд., стер. – М.: Изд.центр «Академия», 2013. – 240с.
6. Ефремов О. Ю. Педагогика: Краткий курс. — СПб.: Питер, 2009. — 256 с.: ил. — (Серия «Краткий курс»).
7. Подласый И.П. Педагогика : 100 вопросов — 100 ответов : учеб. Пособие для студентов вузов / И.П. Подласый. — М. : Изд_во ВЛАДОС_ПРЕСС, 2006. — 365 с. — (Внимание экзамен!).
8. Полякова М. В. Концепты теории воспитания [Текст]: практ.-ориентир. моногр. / М. В. Полякова. Екатеринбург: Изд-во ГОУ ВПО «Рос. гос. проф.-пед. ун-т», 2010. 172 с.
9. Сластенин В.А. и др. Педагогика Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр "Академия", 2013. - 576 с. Н
10. Харламов И.Ф. Педагогика: Учеб. пособие. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Гардарики, 2003. - 519 с.
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.