- 04.10.2017
- 50812 Просмотров
- 0 Комментариев
профессиональное образовательное учреждение
«Грязинский технический колледж»
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
на тему
«МОЛОДЕЖНЫЙ СЛЕНГ И ЖАРГОН»
по дисциплине
«Русский язык»
Обучающийся: Кудряшов Никита Владимирович
(фамилия, имя, отчество)
Группа МЛ-162к
Профессия 23.01.09 Машинист локомотива
(код, наименование профессии)
Руководитель проекта Опрышко Наталия Алексеевна
(фамилия, имя, отчество)
«___» _______________ 2017 г.
(дата сдачи проекта)
г. Грязи, 2017 г.
ОТЗЫВ
НА ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
обучающийся Кудряшов Никита Владимирович
(фамилия, имя, отчество)
Группа МЛ-162к
Профессия 23.01.09 Машинист локомотива
(код, наименование профессии
1. Индивидуальный проект заданной теме соответствует.
2. Оформление индивидуального проекта соответствует правилам оформления текстовых документов.
3. Продукт проектной деятельности выполнен на оценку: «хорошо».
4. График выполнения индивидуального проекта соблюдался.
5. Инициатива при выполнении индивидуального проекта проявлялась.
6. Самостоятельность при выполнении индивидуального проекта: проявлялась.
7. Оценка за защиту индивидуального проекта: «хорошо»
Итоговая оценка ______________________________
Руководитель проекта ______________________________
(фамилия, имя, отчество)
Обучающийся: ________________________________________
(фамилия, имя, отчество)
Оглавление
Введение 5
1. Молодежный сленг и жаргон 7
1.1 Подростковый жаргон 7
1.2 Молодежный сленг 7
1.2.1 История сленга 7
1.2.2 Пути обновления сленга: 8
1.2.3 Плюсы и минусы молодежного сленга 8
1.2.4 Особенности подросткового сленга 8
2. Практическая часть 10
Заключение 12
Список литературы 13
Обоснование темы
В речи современных подростков часто встречаются нелитературные слова и выражения, которые «засоряют» речь, делают её грубой и некрасивой. Литературный русский язык не предполагает использование жаргонизмов, но в практике обучающиеся используют такие слова в своей речи.
Почему используются жаргонные слова, и как уменьшить «засорение» русского языка такими нелитературными словами?
Постановка цели и задач
Цель исследовательской работы: выявить особенности употребления жаргонных слов и молодежного сленга в речи подростков.
Для достижения цели выделены три группы задач: теоретическая, исследовательская и практическая.
1. Теоретические задачи:
1.1. Рассмотреть сущность понятий: «жаргон», «жаргонизмы», «молодежный сленг».
1.2. Выявить источники и причины возникновения жаргона, сленга.
1.3. Разобраться в особенностях и источниках пополнения жаргона, молодежного сленга.
2. Исследовательские задачи:
2.1. Провести опрос среди одногруппников.
2.2. Провести анкетирование студентов.
2.3. Провести наблюдение за речью сверстников по использованию жаргонных слов и сленговые слова.
3. Практические задачи:
3.1. Составить словарик наиболее часто употребляемых жаргонных и сленговых слов.
Гипотеза
При подготовке работы была выдвинута следующая гипотеза: подростки употребляют жаргонные и сленговые слова в речи спонтанно и потому, что «все так говорят», не задумываясь о правильности и красоте речи.
Введение
Особенности молодежного жаргона.
Молодёжный жаргон — социальный диалект людей в возрасте от 11 до 23 лет, возникший из противопоставления себя не столько старшему поколению, сколько официальной системе. Бытует в среде молодежи.
Жаргонизмы – это слова, используемые определенными социальными или объединенными общими интересами группами, которые несут тайный, непонятный для всех смысл. Строго говоря, жаргон – это разновидность речи какой-либо группы людей, объединенных единой профессией (жаргон летчиков, шахтеров, моряков), занятием (жаргон спортсменов, коллекционеров) и т.п. Молодежный жаргон часто называют сленгом.
Молодежный жаргон — это словотворчество, а не коверкание языка. Хотя слова зачастую грубы и им придается смысл, противоположный первоначальному значению, они весьма важны для общения в подростковой среде. Это подтверждается и тем, что жаргон видоизменяется со временем, но не исчезает совершенно.
Молодые люди стремятся к краткости, так как именно в этот период жизни стараются все делать быстрее, а значит, и говорить быстро.
Слова часто передают переживания, которые не известны и не понятны взрослым, но естественны в среде подростков. Потому что часто непереводимы.
Ребята боятся выдать свои чувства, так как даже самые раскованные застенчивы и чувствительны. Поэтому жаргон ироничен, груб. Но самое важное, что жаргон “закрыт” для посторонних, понятен только избранным. Это ценно для молодежи, которой свойственны объединения в группы, компании и т. д.
Жаргоном подросток подчеркивает свою самостоятельность. Он пробует жить своей жизнью, в которую не могут вторгаться взрослые.
Русский молодежный сленг представляет собой интереснейший лингвистический феномен, существование которого ограничено не только определенными возрастными рамками, как это ясно из самого его определения, но и социальными, временными, пространственными рамками.
В молодежной среде жаргон бытовал издавна (жаргон гимназистов, семинаристов). Главное в этом языковом явлении – отход от обыденности, игра, ирония, маска. Раскованный, непринужденный молодежный жаргон стремиться уйти от скучного мира взрослых, родителей и учителей. Они говорят: Хорошо! А мы: Клёво!
Классно! Прикол! Они: Вот незадача! Мы: Ну и облом! Они: Это слишком сложно! Мы: Не грузи меня! Они восхищаются, мы торчим и тащимся.
В настоящее время на развитие молодежного сленга большое влияние оказывает компьютеризация.
Молодежный жаргон подобен его носителям – он резкий, громкий, дерзкий. Он – результат своеобразного желания переиначить мир на иной манер, а также знак «я свой».
А что в будущем?
Судьба сленговых слов и выражений неодинакова: одни с течением времени переходят в общеупотребительную речь, другие существуют какое-то время вместе со своими носителями, а затем забываются даже ими и, наконец, третьи сленговые слова и выражения так и остаются таковыми на протяжении длительного времени и жизни многих поколений, никогда полностью не переходят в общеупотребительный язык, но в то же время и совсем не забываются.
Так, например, ранее сленговые слова «стушеваться» (в смысле застесняться), «мариновать» (в смысле намеренно задерживать кого-либо, откладывать надолго решение, исполнение чего-либо), «острить» (в смысле шутить) стали общеупотребительными; такие сленговые слова второй половины XX века, как «стиляги», «сачок» (в смысле прогульщик, отлынивающий от чего-либо человек), хотя еще временами и употребляются, но практически уходят в прошлое; такие же слова, как «стебаться», «лабать», «кайфовать», так и остаются на протяжении длительного времени сленговыми и вряд ли когда-либо войдут в категорию общеупотребительных.
Многие исследователи молодежного сленга говорят о том, что нахождение молодого человека в «тусовке» (группе людей со схожими интересами, установками, стремлениями) и использование им сленга в процессе общения со сверстниками – явление временное. Связано это с тем, что в тот период молодые люди находятся как бы в «подвешенном состоянии». Они уже не дети, но еще и не совсем взрослые, так как уже вышли из-под влияния семьи и школы, но еще не определились со своим статусом в обществе – не обрели своей семьи и профессии. Когда молодой человек определяется, то, как правило, выходит из субкультурной среды, круг его общения изменяется, речь его становится общеупотребительной.
Некоторые исследователи русского молодежного сленга как интереснейшего лингвистического феномена в своих работах делают вывод о том, что наличие или отсутствие в речи молодых людей сленговых выражений напрямую связано с их успеваемостью в школе. Ведь культура речи зависит от общей культуры, развитости и грамотности ее носителей. Лингвисты считают, что если студент, употребляя сленг, не претендует на юмористическую окраску сказанного, то, упрощая так язык, он приходит к примитиву. Чтобы этого не произошло, все богатство языка необходимо показывать детям с малых лет, не отделяя, естественно, его от других элементов многовековой российской культуры. Да это и невозможно, ведь, по выражению немецкого филолога В. Гумбольдта, материальная и духовная культура народа отражаются в языке.
Необходимо приложить максимум усилий, чтобы не позволить языку нашей молодежи пойти по пути деградации и упрощения.
Полноценное общение в молодежной среде невозможно без владения ее языком.
1. Молодежный сленг и жаргон
1.1 Подростковый жаргон
Жаргонизмы – это слова, используемые определенными социальными или объединенными общими интересами группами, которые несут тайный, непонятный для всех смысл. Строго говоря, жаргон – это разновидность речи какой-либо группы людей, объединенных единой профессией (жаргон летчиков, шахтеров, моряков), занятием (жаргон спортсменов, коллекционеров) и т.п.
Молодежный жаргон — это словотворчество, а не коверкание языка.
Молодые люди стремятся к краткости, так как именно в этот период жизни стараются все делать быстрее, а значит, и говорить быстро.
Слова часто передают переживания, которые не известны и не понятны взрослым, но естественны в среде подростков. Потому что часто непереводимы.
Ребята боятся выдать свои чувства, так как даже самые раскованные застенчивы и чувствительны. Поэтому жаргон ироничен, груб. Но самое важное, что жаргон “закрыт” для посторонних, понятен только избранным. Это ценно для молодежи, которой свойственны объединения в группы, компании и т. д.
Жаргоном подросток подчеркивает свою самостоятельность. Он пробует жить своей жизнью, в которую не могут вторгаться взрослые.
Например, взрослые говорят: Хорошо! – Мы: Клёво! Классно! Прикол!
Вот незадача! – Мы: Ну и облом!
Это слишком сложно! – Подросток скажет: Не грузи меня!
Они восхищаются - Молодежь торчит и тащится.
1.2 Молодежный сленг
Сленг - тайный, кодовый язык отдельных групп, профессий, возрастов, выделяющий их на фоне других, отгораживающий от всего мира.
1.2.1 История сленга
Отмечают три бурные волны в развитии молодёжного сленга в России.
1. 1920-е годы. Первая волна связана с появлением огромного количества беспризорников в связи с революцией и гражданской войной. Речь подростков и молодёжи окрасилась множеством «блатных» словечек, почерпнутых у них.
2. 1950-е годы. Вторая волна связана с появлением «стиляг».
3. 1970-80-е годы. Третья волна связана с периодом застоя, породившим разные неформальные молодёжные движения. «Хиппующие» молодые люди создали свой «системный» сленг как языковый жест противостояния официальной идеологии.
4. На сегодняшний день самые распространенные виды молодежного сленга – это сленг учащихся, солдат, неформалов и прочих групп, имеющих общие интересы.
1.2.2 Пути обновления сленга:
1. Заимствования. Чаще всего из английского языка, так как он достаточно популярен и известен у молодых людей. Многим, даже не изучавшим английский язык понятны такие слова, как: фифти-фифти, респектую, лузер, пипл.
2. Компьютеры и технологии. Не стоящий на месте прогресс волей-неволей наполняет речь новыми словами. А для понимания молодежного интернет-сленга уже даже словари начали составлять.
3. Музыка. Чаще всего слова в данном случае образуются от названия музыкальных стилей (попсятина, транс, фолк), композиций (новье, свежак) и прочей музыкальной атрибутики.
4. Противозаконные веяния. Слова, относящиеся к наркомании, уголовникам и прочему криминальному миру (шмон, беспредел). Некоторым кажется, что используя в речи такой сленг, они кажутся солиднее остальных.
5. Хобби и работа. Как уже было сказано, в каждой среде присутствуют свои выражения, появившиеся в процессе работы - слова, которые были бы непонятны, допустим соседям.
1.2.3 Плюсы и минусы молодежного сленга
По мнению взрослых людей, основным минусом молодежного сленга является то, что он засоряет русскую речь. Но мало кто задумывается о том, что такая особенность речи современной молодежи – это интересный способ самовыражения, который позволяет развивать фантазию. Также использование сленга сокращает некоторые длинные выражения, совсем не меняя их смысла. Использование сленга делает речь более яркой.
Молодежный сленг позволяет подросткам выражаться более ярко и эмоционально, но при этом культурно.
В любой молодежной субкультуре сленг — это один из способов самовыражения. Все проходят через тот возраст, когда лексикон забивается разными «словечками», не имеющими ничего общего с нормальной речью.
Со временем большинство сленговых слов уходят в прошлое, но некоторыми из них люди пользуются всю жизнь, даже не задумываясь, кем и когда они были придуманы.
1.2.4 Особенности подросткового сленга
В социальном аспекте подростковый сленг представляет собой очень интересный феномен. По сути своей это кодовый язык, который является ключом к пониманию мира подростков. Подростковый возраст – это очень сложный период, он связан с постоянными стрессами, зачастую приводящими к замкнутости или наоборот - асоциальному поведению. Этот возраст – этап, который нужно пройти, и то, как он будет преодолен, повлияет на дальнейший жизненный путь. Задача взрослых заключается в том, чтобы помочь подростку пережить трудное время, а для этого необходимо понимать, о чем он говорит. Поэтому взрослые обязаны быть знакомыми с этим «непонятным языком», чтобы помочь детям на их пути во взрослую жизнь.
Подростковому сленгу свойственна высокая экспрессивность, в нем присутствуют метафоры, слова с яркой оценочной окраской, сленг обогащается за счет заимствований из иностранных языков, а также компьютерного сленга.
В подростковом сленге прослеживаются следующие тенденции: стремление к сокращению слов, намеренному коверканью, аббревиации, употребление неправильных грамматических форм. Это происходит от желания подростков, во-первых, отгородиться от остального общества, создать свой язык не понятный «чужим», и, во-вторых, говорить быстро.
Грубость, околоцензурные слова – еще одна черта, присущая сленгу подростков. Подростки хотят показаться взрослыми, высказать свое мнение и им кажется, чем непристойнее они выразятся, тем весомее их слова прозвучат. Сленг смягчает запретную лексику, оставляя ее смысл, но преуменьшая грубость сказанного.
2. Практическая часть
Моим одногруппникам было предложено ответить на вопросы:
1. Каково их отношение к жаргонным и сленговым словам.
2. Назвать их функции.
3. Где можно употреблять жаргонные и сленговые выражения.
В опросе участвовало 14 человек, большинство из них выразили безразличное отношение к словам данного вида, 30-ти % безразлично, 5% высказали негативное отношение.
• 45% студентов жаргон и сленг использует для выражения эмоций, 41% - для упрощения общения между подростками, 10% используют для показа значимости ситуации, 4% - для эмоциональной значимости самого себя.
• При ответе на 3 вопрос выяснилось, что 58% из опрошенных применяют в разговорной речи эти выражения только среди сверстников, 26% - в определенных случаях, т.е. как они считают, при необходимости, 16% - используют постоянно, не замечая.
Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что студенты группы МЛ-162к употребляют в речи жаргонные и сленговые слова.
Многие подростки относятся к сленгу и жаргону как временному явлению в их речи, но, к сожалению, немалая часть опрошенных считает их необходимыми словами. Чем старше становятся подростки, тем осознанней они относятся к своей речи.
Молодежный сленг в основном состоит из грубых и бранных слов. Применение жаргонных слов в речи – это первый показатель отсутствия культуры человека и общества. «Модные слова» быстро появляются и исчезают из речи. Подростки используют сленг для изображения «раскрепощенности». Сленг разрушает язык.
Наиболее часто употребляемые слова в позитивной эмоциональной ситуации – это: класс (классно)-76%, ура – 71%, круто (круть) -47%, здорово, супер – 24%, клёво – 18%, вау – 12%, молодец, прикольно, зашибись, ня, блин, nise – 1%.
• Наиболее часто употребляемые слова в негативной эмоциональной ситуации – это: блин – 59%, бесите – 29%, пипец, чёрт, сука – 18%, fuck – 12%, твари, ёшкин кот, майн год, козел, дебил, индюк, даун – 1%.
• Оценка и оценочное отношение к сленгу:
- положительное – 40%
- отрицательное – 1%
-безразличное – 59%
• Были выделены функции сленга:
-для выражения эмоций – 47%
- для упрощения общения – 42%
-для показа значимости ситуации – 10%
-для эмоциональной значимости самого себя – 1%
• Допустимость, дозволенность сленга:
-всегда – 16%
-в определенных кругах – 58%
-в определенных случаях -26%
Огромное влияние на речь подростков оказывает также компьютер и, в частности, интернет: комп – компьютер, моник – монитор, бук – ноутбук. В последние годы все большую популярность набирают так называемые «социальные сети», откуда в сленг подростков вошли такие слова как: пост – сообщение (от англ. post), забáнить – заблокировать (от англ. ban– запрещать).
Тот факт, что общение ведется без личного контакта, существенно влияет на раскрепощенность лексики. В интернете можно назваться другим именем, скрыть все свои страхи и комплексы, придумать себе совершенно другую историю. Подросток, чувствующий себя в полной безопасности, ведущий разговор как бы от «другого лица», может позволить себе выражения, балансирующие на грани приличия: задолбать, долбанутый, задрать, блин.
Сказка «Репка» на современный молодежный лад
Прикинь, посадил дедок какой-то овощ. Оказалось – это репка. И вымахала она такой прикольной! Увидел дед и обалдел. Задумал дедок бабла срубить. Прикинул, как её вытащить, позвал он всех своих родичей и всю животину свою. Начал дед первым тягать репку, да сил не хватает, а бабка стоит да прикалывается. И внучка рядом балдеет. Дед как гаркнул на них, они и прижухли. По команде все выстроились. Так прикольно было на них смотреть. А мышары стоят и кайф ловят. Короче, всех это достало, как они пошли в напряг и вытащили репку. Она такая жёсткая была! Суть сказки в том, что клёвой семьёй надо быть!
Заключение
Кроме того, нельзя не отметить того, что молодежный жаргон является по своей сути школой словотворчества, причем различные новообразования изначально носят доброжелательно-шутливый характер. Однако необходимо бороться с грубыми словами в молодежном жаргоне, как с проявлением насилия на речевом уровне, т.к. в отличие от взрослых, употребляющих грубые слова для эмоциональной разрядки, подростки оперируют данными жаргонизмами с целью произвести впечатление на сверстников. Такая манера речи часто превращается в дурную привычку, от которой бывает трудно отказаться.
В заключение хотелось бы отметить, что изучение и понимание молодежного сленга помогает студентам и старшеклассникам приобщиться к языковой среде и понять особенности менталитета своих зарубежных сверстников. Это особенно актуально в условиях расширяющихся межкультурных контактов.
На важность изучения молодежного сленга и жаргонных выражений в процессе обучения указали и участники опроса, отметившие, что незнание сленга значительно затрудняет общение между молодежью разных стран. Как бы банально это не звучало, но завершить данную работу хочется напоминанием о том, что основой речи любого человека (и молодого тоже) должен быть всё-таки литературный русский язык!
Исследуя полученные в результате анкетирования материалы, было установлено, что молодежный жаргон и сленг пополняется за счет переосмысления нейтральной и профессиональной лексики, заимствований; выявлены ключевые слова, отличающиеся частотой употребления и богатством словообразовательных связей.
В работе исследованы причины употребления жаргонизмов и сленгов в речи и отмечено, что студенты используют жаргон как средство выразительности, считая его модным и таким образом стремясь создать свой мир, отличный от взрослого.
Кроме того, было установлено, что многие подростки относятся к жаргону как временному явлению в их речи, но немалая часть опрошенных или считает его необходимым в речи, или вообще не задумывается над качеством своей речи.
Вместе с тем было отмечено: чем старше становятся молодые люди, тем осознанней относятся к своей речи, считая, что можно обойтись без жаргонизмов и сленговых выражений, и стараясь лишь иногда обращаться к этой разновидности речи.
Работая над темой, я пришел к выводу, что однозначно относиться к этому явлению нельзя, запрещать употреблять жаргонизмы и сленговые выражения бессмысленно (это не приведет к желаемому результату), но и невозможно не видеть опасной тенденции жаргонизации литературного языка. Поэтому нам, подросткам, необходимо научиться разграничивать различные по стилистической окраске лексические платы, правильно выбирать языковые средства, адекватные конкретной ситуации общения, учитывать при этом «фактор адресата», для чего необходимо не только знать нормы литературного языка, но и анализировать живую речь, развивать рефлексию на свою и чужую речь.
Список литературы
1. Агузарова, К.К. Молодёжный сленг // Дарьял. - 2004. - №6, [электронный ресурс] – Режим доступа.- http://www.darial-online.ru.
2. Айвазян С.А., Енюков И.С., Мешалкин Л.Д. Прикладная статистика, исследование зависимостей / под редакцией Айвазян С.А. М., 1985. 487 с.
3. Береговская, Э.М. Молодежный сленг: формирование и функционирование // Вопросы языкознания, 1996. С. 32-41
4. Вадзинский Р. Статистические вычисления в среде Exсel. Библиотека пользователя. – СПб.: Питер, 2008. - 608 с.
5. Ефремова Т.Ф. Современный толковый словарь русского языка в 3т/– М.: АСТ: Астрель, 2006.- т.3. - 973 с.
6. Кон И.С. Психология ранней юности. – М., Просвещение, 1989. - 256 c.
7. Мудрик А.В. Современный старшеклассник: проблемы самоопределения. - М.: Знание, 1977. - 64 c.
8. Попова Н.Н., Швайбович Е.А.Неформальные подростковые группы // Материалы областного семинара «Организация работы по профилактике экстремизма и формированию толерантного поведения в молодежной среде», Тамбов 2010. - С. 2. - Режим доступа: http://doto.ucoz.ru/www/metod-material-neformal.pdf
9. Культурная библиотека. Искусство русской речи - http://www.sleng.info/
10. Русский язык бета - http://rus.stackexchange.com/
11. Толковый словарь русского языка - http://www.vedu.ru/
12. Словарь молодежного слэнга - http://teenslang.su/ так прописано на сайте
13. Краткий словарь сленга - https://pw.mail.ru/
14. Википедия - https://ru.wikipedia.org/wiki
15. http://www.classes.ru/ Современный толковый словарь изд. «Большая Советская Энциклопедия» (онлайн версия)
16. http://engblog.ru/
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.