- 31.03.2018
- 11254 Просмотра
- 0 Комментариев
Государственное бюджетное профессиональное образовательное упреждение Республики Марий Эл «Оршанский многопрофильный колледж им. И.К. Глушкова»
Речевой этикет. Нарушение речевого этикета в глобальной сети Интернет
студента
Юдиной Алёны Александровны
Курс – 2
Группа «НК11»
Специальность – 44.02.02
Преподавание в начальных классах
Научный руководитель:
Савреева Ольга Львовна
Содержание
Введение 3
1. Культура речи 4
2. Язык. Речь 4
2.1 Формы и виды речи 6
3. Речевой этикет 8
3.1 Как начать беседу 9
3.2 Как продолжить беседу 10
3.3 Как закончить беседу 10
4. Условия общения 13
4.1 Речевое общение 14
4.1.1 Мимика 15
4.1.2 Жестикуляция 16
4.2 Зоны дистанции при коммуникации 17
5. Нарушение речевого этикета в глобальной сети Интернет 17
5.1 Плюсы и минусы Интернета 18
5.2 Этикет пользования Интернетом 18
5.3 Социальная сеть и форум 20
5.4 Отличия социальной сети и форума 24
6. Место речевого этикета в век научно-технического прогресса 25
Заключение 27
Список использованных источников 28
Введение
В наше время общение является одним из основных факторов взаимопонимания между людьми, поэтому культура речевого поведения важна всем людям, чья деятельность, так или иначе, связана с общением. По тому, как человек говорит или пишет, можно судить об уровне его духовного развития, его внутренней культуры.
В настоящее время нельзя не заметить появление большого числа иностранных слов в словарном запасе наших современников. Вероятно, это можно объяснить конкретными объективными причинами. Хотя этот факт, иногда воспринимается как негативный, тем не менее, данный процесс не остановить. И именно поэтому, необходимо не забыть о неповторимости и самобытности нашего родного русского языка. Язык является элемен-том культуры наших предков, является элементом культуры современников, и, по сути, связующим звеном между ними. Значение языка в национальной культуре велико, и именно поэтому необходимо знать и соблюдать культуру «правильность», как письма, так и устной речи.
Язык - это важнейшее средство человеческого общения. В нашем реферате мы погово-рим о том, что такое культура речи, речь и язык, речевой этикет, а также о нарушениях речевого этикета в глобальной сети Интернет.
1. Культура речи
Культура речи – понятие многозначное. Культуру речи, с одной стороны, понимают как идеал речевой культуры, который складывается в обществе на протяжении многих лет и даже веков усилиями нескольких поколений и находит своё отражение в литературном языке, лучших образцах классической литературы, выступлениях выдающихся учёных, общественных деятелей.
С другой стороны, под культурой речи понимается современная речевая культура от-дельного человека и общий уровень культуры речи населения.
В учебной и научной литературе распространённым является определение, данное в эн-циклопедии «Русский язык»:
Культура речи – это «владение нормами культурного языка в его устной и письмен-ной форме, при котором осуществляются выбор и организация языковых средств, позво-ляющих в определённой ситуации общения и при соблюдении этики общения обеспечить необходимый эффект в достижении поставленных задач коммуникации».
Культура речи включает в себя три аспекта: нормативный, коммуникативный, этиче-ский.
Нормативный аспект предполагает соблюдение литературных норм (произношения, правописания, словоупотребления и т.д.). Соблюдение правил (норм языка) необходимо для понятности, адекватного восприятия речи.
Кроме того, речь должна быть убедительной, логичной, понятной, ясной, выразитель-ной. Кроме того, в речи не должно быть лишних слов - каждое слово должно нести смысловую нагрузку. Выбор языковых единиц в соответствии с задачами общения со-ставляет основу коммуникативного аспекта культуры речи.
Этический аспект культуры речи включает в себя знание правил речевого поведения – формул приветствия, обращения, выражения благодарности, просьбы, отказа и т.п. Зна-ние и соблюдение речевого этикета является необходимым условием успешного общения. [3]
Таким образом, в первом разделе нашего реферата мы узнали, что такое культура речи и познакомились с её аспектами.
2. Язык. Речь
Язык – это не просто набор знаков, это знаковая полифункциональная система, где есть свои составляющие, связи, отношения, законы. Обоснуем это определение.
Языковыми единицами (составляющими) являются:
1) звук (фонема);
2) морфема (приставка, корень, суффикс, окончание);
3) слово;
4) словосочетание (два или несколько слов, объединённых по смыслу и грамматиче-ски);
5) предложение;
6) текст.
Каждая единица языка входит в систему как часть в целое. Все эти единицы связаны друг с другом: фонемы образуют морфемы, из морфем состоят слова, а из слов образуются предложения.
Единицы языка являются знаками для передачи информации. Минимальным самостоя-тельным знаком является слово. Слово имеет собственное значение, структурно и соци-ально мотивировано. Оно может самостоятельно оформлять предложения, например, назывные: Ночь. Улица. Фонарь… или безличные: Светает. Морозит.
Морфема проявляет себя только в слове, поэтому считается минимальным несамостоя-тельным знаком. Предложения являются составными знаками, обеспечивающими воз-можность передавать любую мысль.
Единицы языка образуют многоуровневую структуру: фонемы – фонетический уровень, морфемы – морфемный, слова – лексический, формы слов – морфологический, предложе-ния – синтаксический.
Изменения на одном языковом уровне могут привести к изменениям на другом.
Язык выполняет несколько функций:
1) коммуникативную (общения);
2) когнитивную, или познавательную (изучения, познания окружающего мира, форми-рования индивидуального и общественного сознания);
3) аккумулятивную (выражения эмоций, настроения, чувств говорящего);
4) эмоциональную (выражения эмоций, настроения, чувств говорящего);
5) волюнтативную (воздействия).
Таким образом, язык – это система фонетических, лексических и грамматических средств, служащих средством общения, познания мира, сохранения и передачи информа-ции, а также внешнего выражения эмоций воздействия на окружающих.
Речь является реализацией языка, фактическим процессом говорения, протекающим во времени и облеченным в звуковую или письменную форму. [3]
В отличие от языка речь:
1) конкретна, неповторима, реализуется в пространстве и развертывается во времени;
2) менее консервативна, более динамична, вариативна, обусловлена контекстом, ситуа-цией общения;
3) может быть спонтанной;
4) имеет собственные характеристики, не присущие языку (темп, тембр, громкость, дикция).
Таким образом, в этом разделе мы познакомились с понятиями язык (языковые единицы, функции языка) и речь, а так же узнали, чем они друг от друга отличаются.
2.1 Формы и виды речи
Формы речи – это разновидности языка, различающиеся внешними средствами выраже-ния мысли. Язык существует в двух речевых формах – устной и письменной.
Устная речь представляет собой речь звучащую, произносимую. Она адресуется непо-средственно собеседнику и рассчитана на слуховое восприятие. Её цель заключается в быстроте передачи и восприятия высказывания.
В устной форме функционирует как разговорная, так и книжная речь. Устная разговор-ная речь неподготовленная, менее обдуманная, самопроизвольная (спонтанная). отличает-ся относительно свободным выбором языковых средств.
Устная книжная речь (лекция, доклад и т.д.) ориентируется на традиции письменной ре-чи.
Письменная речь – это речь, зафиксированная на бумаге с помощью специальных графи-ческих знаков. Адресуется читателю и рассчитана на зрительное восприятие.
Цель письменной речи – достижение точности передачи и восприятия высказывания с помощью языковых средств.
В письменной форме обычно функционирует книжная речь, которая должна тщательно готовиться, обрабатываться, в отдельных жанрах строиться по заданному образцу. Пись-менная речь характеризуется строгим отбором языковых средств, соблюдением правил языка, наличием книжной лексики, фразеологии. Предложения отличаются полнотой, за-конченностью, логической последовательностью, продуманным порядком слов.
Виды речевых форм. Устная речь функционирует в виде монолога и диалога. Основ-ным видом письменной речи является монолог.
Монолог – пространная речь одного лица, обращенная к самому себе или слушателям. Он не рассчитан на мгновенную реакцию (ответ) другого лица.
Монолог представляет собой связную речь, все части которой объединены по смысле и грамматически. В монологе используются следующие способы изложения:
1) повествование (воспроизведение в речи связанных между собой событий);
2) описание (словесное изображение лица, предмета, процесса);
3) рассуждение (логическое утверждение), состоящее из трёх частей: тезис - доказатель-ство – вывод.
Основными видами устного монолога являются пересказ, доклад, выступление; пись-менного монолога – сочинение, изложение.
Диалог – это разговор двух или нескольких лиц. Высказывание одного лица в диалоге называется репликой.
Диалог имеет свою структуру: зачин – основная часть – концовка.
Зачином может стать формула речевого этикета (Здравствуйте!), вопрос (Скажите, пожалуйста, который час?) или реплика-суждение (Какой сегодня чудный день.).
Основная часть обычно состоит из реплик-побуждений и реплик-ответов.
Реплика-побуждение – краткое высказывание, призванное вызвать ответ собеседника, побудить его к сообщению, ответу. Реплика-побуждение обычно полнее по составу, чем последующие реплики, в которых, как правило, опускаются члены предложении, упомя-нутые уже в предыдущей реплике.
Реплика-ответ – это высказывание, вызванное вопросом или обращением собеседника. Она может представлять собой также встречный вопрос, но со значение утверждения, например:
- Разве ты был тогда искренним?
- А разве нет?
Концовкой может быть реплика речевого этикета (До свидания), реплика-согласие (Хо-рошо. Договорились) или реплика-ответ на поставленный вопрос.
Диалоги бывают:
1) разговорно-бытовые;
2) официально-деловые;
3) научные;
4) публицистические.
В разговорно-бытовом диалоге реализуется разговорная речь. Это неподготовленный, спонтанный тип речи. Для него характерны свободный выбор языковых средств, актив-ность невербальных средств общения (мимики, жестов) и переходов с одной темы разго-вора на другую (непоследовательность суждений).
Особенностью трёх других диалогов является то, что при всей подготовленности к ним могут наблюдаться спонтанные высказывания, вызванные непредсказуемостью реплик собеседника. Однако в целом в научных, официально-деловых и публицистических диа-логах реализуется книжная речь с максимальным соблюдений норм русского языка. [3]
Таким образом, в этом разделе мы подробно поговорили о том, что такое речь, разобрали её виды и формы. Узнали что такое диалог и монолог, а также их виды.
3. Речевой этикет
Помните строки из «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях»?
Вмиг по речи распознали,
Что царевну принимали…
Александр Сергеевич Пушкин очень точно заметил, что о человеке много можно рас-сказать по его речи. Об этом же говорил один из героев античной трагедии Еврипида:
Из уст безвластных и вельможных уст
Одна и та же речь звучит различно.
Действительно, можно изменить причёску, полностью обновить гардероб и даже сме-нить жилище, а собственная речь, её индивидуальные особенности остаются с нами все-гда. Именно речь «выдаёт» нас. По речи судят о культуре и образованности человека, о его характере и темпераменте.
Очень важным аспектом речи является ежедневное поведение человека в общении с другими людьми, его способность разговаривать учтиво, вежливо, то есть, соблюдая пра-вила речевого этикета.
Чтобы понять эти правила, сначала задумаемся над тем, что обозначает слово этикет. Оно пришло к нам из французского языка, где имеет значение «ярлык», «этикетка». А в своё время это слово появилось на основе греческого ethos – «обычай», «характер».
Этикет – установленный порядок поведения, форм обхождения. Следовательно, рече-вой этикет – правила поведения, принятые в речевом общении между людьми. И нужны эти правил для того, чтобы поддерживать положительную тональность разговора. Имен-но из уст культурного и вежливого человека мы слышим этикетные выражения: добро пожаловать; приятного аппетита; благодарю вас; будьте здоровы; извините меня; по-жалуйста; добрый вечер.
Важность речевого этикета хорошо осознавали ещё в древности. Так, в «Поучениях» Владимира Мономаха читаем: «Не пропустите человека, не поприветствовав его, и доб-рое слово ему молвите». [1]
Русский речевой этикет необыкновенно богат. Он включает огромное количество слов и выражений, которыми можно пользоваться в самых разнообразных речевых ситуациях.
Практически любое общение, кроме писем и телефонных разговоров, начинается до того, как человек произносит первые слова. Именно поэтому важно знать, учитывать и умело использовать коммуникативные нормы речевого поведения. У каждого народа вы-работались свои традиции, ритуалы и нормы речевого поведения. Известно, что итальян-цы сильно жестикулируют, громко говорят, англичане, напротив, отличаются сдержанно-стью в проявлении своих чувств, американцы часто улыбаются, совершенно не переносят тесноты, обожают свободные позы, японцы не смотрят в глаза собеседнику, так как это считается у них дерзким, неприличным, никогда не говорят «нет» и так далее.
Особенности русского национального этикета ярче всего проявляется в речевом этике-те - в сфере обращений и именовании лиц.
В русском обществе принята трехименная система называния людей: фамилия-имя-отчество. Эта система именования уникальна, она сформировалась еще в средние века под влиянием Византии, но сейчас сохранилась только в русской культуре.
Этикет предписывает в официальных документах, а также в устных официальных со-общениях обязательно указывать Ф.И.О. любого гражданина.
К сожалению, это правило часто нарушается в средствах массовой информации. Под влиянием западной культуры, где принято двуименное официальное обозначение (имя и фамилия), наши журналисты активно вводят этот чуждый нам способ именования, раз-рушая тем самым собственные традиции.
Наиболее уязвима в нашем этикете сфера обращений, и прежде всего потому, что у нас нет единого обращения, как в других странах: мистер - миссис, пап - пани, сеньор - сень-ора и т.д. [7]
Так, мы познакомились с тем, что такое этикет, а главное, узнали, что такое речевой этикет и его роль в нашей жизни.
3.1 Как начать беседу
В зависимости от сложившейся обстановки между собеседниками, возможны различ-ные варианты начала беседы.
Если на вечеринке куда вас пригласили, вы не находите знакомых людей, не падайте духом. Возьмите инициативу на себя и найдите такого же одинокого человека, как и вы и постарайтесь обратиться к нему с такой фразой: « Привет! Мое имя …» А дальше можно попросить помочь разобраться, кто есть кто из гостей. Познакомившись, можно поделить-ся информацией о семье, работе, учебе, увлечениях и т. д.
В людном месте просьба о помощи является хорошим началом разговора. В магазине можно попросить рассказать о товаре, в библиотеке осведомиться о наличии той или иной книги, в спортивном зале обратиться с помощью, показать, как правильно пользо-ваться тем или иным тренажером, на улице - попросить указать дорогу к тому или иному дому.
Можно начать разговор, предварив его комплиментом собеседнику, например, восхи-титься его (её) прической или каким-либо предметом туалета и попросить рассказать, где можно найти хорошего мастера по прическам или где приобрести понравившуюся вещь. Мужчине предпочтительнее делать комплимент относительно его великолепной физиче-ской формы, а женщине - относительно ее безупречного вкуса. Для начала разговора мо-гут вполне подойти и банальные фразы, например: «Сегодня прекрасная погода, не правда ли?», « Не кажется ли вам, что сегодня невыносимо жарко?», «Мы с вами где-то встре-чались» и т. д. [7]
Таким образом, в этом небольшом разделе мы познакомились с тем, как же лучше начинать беседу.
3.2 Как продолжить беседу
Для того чтобы продолжить разговор, собеседнику допустимо задавать самые разные вопросы, пытаясь узнать его взгляды на политику, современную или классическую музы-ку, можно поинтересоваться его вкусами и увлечениями. Эти разговоры помогут устано-вить общий круг интересов, а также преодолеть застенчивость. Смело можно поделиться каким-либо забавным или необычным случаем, произошедшим с вами, увидеть реакцию собеседника и вместе обсудить эту историю.
Необходимо учесть, чтобы собеседнику было интересно с вами общаться; нужно и са-мому быть всесторонне развитым и хорошо информированным. Это значит, что вы долж-ны быть в курсе последних событий в политике, уметь разбираться в кинематографе, спорте и музыке. Хорошо, если вы, пользуясь своим красноречием, заинтересуете собе-седника рассказом о своей личной жизни.
Так что, совершенствуйтесь. Читайте больше хороших книг, журналов, газет, ходите в кино, театры, слушайте музыку. Нужно также научиться быть внимательным слушателем, ведь любому человеку интереснее рассказывать, чем слушать. Если вы постигните науку слушать внимательно, не перебивая, и слышать, показывая свою заинтересованность уместными тактичными вопросами, то вам легко будет найти собеседника. Не нужно по-давлять собеседника собственной эрудицией. Неужели кому-то приятно чувствовать себя глупее кого-то?! Поэтому если вы будете все время перебивать собеседника фразами ти-па: «Я давно уже это сделал (видел, знаю)!» или «Ну, удивили! Об этом только ленивый не знает!», не стоит удивляться, если ваш собеседник начнет вас избегать, не желая с ва-ми общаться. Не стесняйтесь спросить о том, чего вы не знаете. Многие люди с радостью поделятся своими знаниями с собеседником. Для продолжения разговора уместна будет фраза: «Впервые слышу об этом. Расскажите, пожалуйста, подробнее!». [7]
Здесь, мы расшили свои знания о беседе и узнали как продолжить её, чтобы было инте-ресно и вам и собеседнику.
3.3 Как закончить беседу
Чтобы не потерять собеседника и единомышленника, важно правильно закончить бесе-ду. Делать это нужно вежливо, но решительно, дабы не обидеть партнера. Когда вы по-нимаете, что беседа исчерпана, не пытайтесь удержать собеседника, выискивая нервно новые темы. Лучше попрощаться с достоинством, закрепив хорошее впечатление о себе предыдущим разговором. Прощаясь, уместно будет применить фразы: «Приятно было по-знакомиться!», «С вами интересно общаться, нам непременно нужно встретиться еще раз» и т.д.
Если же ваше время ограничено, нужно дать понять об этом вашему собеседнику, при этом всем видом показывая, что вы торопитесь: поглядывая на часы, поднимаясь со стула, направляясь к выходу. Чтобы, уходя не оставить о себе негативное впечатление, уместно было бы ответить на последнюю фразу собеседника словами: «Поддерживаю вас!», «Без сомнения, вы справитесь. Мне пора, к сожалению. Обязательно продолжим этот разго-вор при следующей встрече!». [7]
Чего в разговоре лучше избегать? О себе следует говорить в самую последнюю оче-редь, таким образом, вы покажете свою воспитанность. Если же вас все-таки попросили остановиться на некоторых страницах вашей биографии, то после недолгого монолога следует перейти к другой теме. Не следует перегружать своих новых знакомых и партне-ров рассказами о своих невзгодах и заботах. Такие вопросы обсуждаются, как правило, в кругу семьи или близких друзей, а уж если вы хотите отдохнуть и развлечься, не стоит тащить за собой ворох своих проблем в общество. Пусть обсуждение болезней и домаш-них забот остаются тем, кто не в состоянии найти более подходящие и интересные темы для разговора. Беседовать с врачом о своих заболеваниях и спрашивать у него о методах лечения нужно не в компании или при встрече на улице, а в приемные часы и в соответ-ствующем учреждении. Не нужно также обсуждать в присутствии посторонних пробле-мы личного характера, которые были бы неприятны собеседнику. Если вы занимаетесь написанием стихов, то постарайтесь ими ублажить, для начала, самого себя или специа-листа в этой области, например, издателя. А заставлять других выслушивать ваши сырые стихи, а потом ждать похвалы и одобрения - верх бестактности. Чтобы не прослыть болтливым и не потерять доверие, лучше не делиться доверительной информацией и не акцентировать внимание на вещах, имеющих деликатный характер. Не стоит, также об-суждать слабости других - это занятие неблагодарное. Непорядочно пытаться поднять свой рейтинг за счет других. Воспитанные люди не будут обсуждать человеческие слабо-сти в обществе. Беседа должна быть интересной для всех. Не каждому интересно обсуж-дать кулинарные рецепты и приемы академической гребли. Чтобы не утомлять основ-ную массу людей, не стоит весь вечер учить людей жизни и обсуждать специальные про-блемы, интересующие узкий круг собеседников. Не стоит также вести и пустые разго-воры, которые не доставляют ни удовольствия, ни пользы окружающим. Если вы пони-маете, что вас слушают без внимания, то лучше прерваться и не продолжать. Также нужно поступить в случае, если вы не совсем уверены, что разговор интересен собеседникам. Не стоит поддаваться настроению. Помните, что в беседе вы также должны принимать активное участие, а не только впитывать информацию - этого требует истинная обходи-тельность. Неприлично стоять и молчать, когда вас пытаются развлечь. Если вы нашли группу единомышленников, и беседа вас поглотила, не стоит отдаляться от общества. Го-раздо удобнее назначить встречу у себя дома для тех людей, которые вам интересны. Не нужно первым начинать разговор с высокопоставленными лицами, пользующимися большим уважением. Гораздо приличнее будет дождаться, когда эти люди сами обратят на вас внимание. Не стоит покидать собеседника до окончания разговора. Если ваш со-беседник высказывает свою точку зрения, не совпадающую с вашей, не нужно раздра-жаться или горячиться. Это может вызвать недоумение у окружающих, которые не следи-ли за ходом беседы внимательно, и симпатии будут не вашей стороне, даже если обсуж-далась весьма интересная тема. Шептаться неприлично. Если же нужно сказать что-то важное на ушко одному из собеседников, лучше отвести его в сторону. Говорить нужно медленно и так, чтобы собеседник вас слышал и понимал. Во время беседы лучше смот-реть в глаза друг другу и отвлекаться на посторонние действия (например, искать знако-мых или теребить пуговицу собеседника и т.п.). Бегающий взгляд говорит о неискренно-сти ваших слов и невоспитанности. Недопустимо во время разговора держать руки в карманах и панибратски обнимать собеседника, а также указывать пальцем на окружаю-щих. Если ваши гости общаются на родном языке, то не нужно разговаривать с другими на иностранном; не делайте этого ни в коем случае, если объектом вашего разговора стал человек, не владеющий этим языком. Не нужно стараться докричаться до собеседника, сидящего в отдалении, при этом мешая общей беседе. В первую очередь внимание за сто-лом должно быть сосредоточена на даме, которая сидит справа от вас. Если вы встретили на улице вашего знакомого, но видите, что он ждет даму или очень торопиться, не стоит вступать с ним в длительные переговоры. Обратиться к своему знакомому, идущему с не-знакомой вам дамой, можно только в случае крайней необходимости.
Помните, что человека красят не слова, а поступки. Только по разговорам нельзя соста-вить истинный портрет человека, нужно постараться узнать его ближе.
Итак, в этом разделе мы подробно изучили речевой этикет. Детально разобрали, что такое этикет, и что такое речевой этикет, узнали некоторые этикетные выражения, позна-комились с тем, как начать беседу, как её продолжить и как её закончить. [7]
В этом разделе рассмотрено, как закончить беседу и чего лучше избегать при разговоре с другим человеком, чтобы беседа не была скучной, нудной и не вызывало желание по-скорее закончить её и сбежать.
4. Условия общения
Общение дает возможность человеку раскрыть свои чувства, переживания, рассказать о радостях и горестях. Без общения невозможно формирование личности человека, разви-тие интеллекта.
Каковы же условия общения?
1) Разговор состоится, если в нем участвуют не менее двух человек: адресант (отправи-тель, субъект) и адресат (получатель).
2) В их сознании должен возникнуть предмет разговора, тема для обсуждения.
3) Необходимо знание языка, на котором общаются.
Умение общаться в кругу семьи - хорошая опора в деловом общении, а навыки делово-го общения помогают решать семейные проблемы.
Чтобы разговор был эффективным, необходимо обоюдное желание вести разговор и удачно выбрать тему. Необходимо, чтобы тема представлялась актуальной и интересной для собеседников, необходимо хорошо знать нравы, обычаи, особенности людей, с кото-рыми приходится общаться, а также соблюдать постулаты общения.
Постулаты общения - это закономерности общения, которыми бессознательно руко-водствуются все говорящие, независимо от языка общения. Обычно в качестве таких по-стулатов приводят так называемые «постулаты общения Грайса».
Общий принцип общения: «Добивайся взаимопонимания с собеседником».
Этот принцип конкретизируется в постулатах:
1) постулат информативности («сообщай что-то новое»);
2) постулат ясности («говори ясно, избегай неоднозначности»);
3) постулат связности («не отклоняйся, не теряй нить»);
4) постулат истинности или искренности («говори правду, говори искренно»).
Н.Д. Арутюнова добавила к постулатам Грайса еще постулат вежливости.
Постулат информативности заключается в том, чтобы высказывание было достаточно информативным, не содержало лишней информации. Соблюдение этого постулата подра-зумевает учет информативной важности описываемого и отдельных его частей.
Постулат ясности исключает из речи намеки, иносказания.
Постулат связности считается обязательным, прежде всего в монологической речи, в диалогах он также должен соблюдаться.
Постулат вежливости предусматривает уместное использование этикетных речевых средств.
Нарушение постулатов общения часто приводит к коммуникативной неудаче. Предна-меренное нарушение постулатов общения служит одним из средств создания комическо-го, на этих нарушениях часто строятся анекдоты, речевые игры.
В тот момент, когда какой-нибудь человек использует язык для общения с другими людьми, можно сказать, что он занят речевой деятельностью.
Под речевой деятельностью понимается ситуация, когда для общения с другими людьми человек использует язык.
Существует несколько видов речевой деятельности:
1) говорение - использование языка для того, чтобы что-то сообщить;
2) слушание - восприятие содержания звучащей речи;
3) письмо - фиксация содержания речи на бумаге;
4) чтение - восприятие зафиксированной на бумаге информации.
Изучение речевой деятельности в отечественной лингвистике привело к созданию в 70-е годы ХХ века теории речевой коммуникации. На место акта речи она поставила более широкое понятие акта коммуникации, учитывающее как достижения психологии, так и теории информации. Общение, будучи сложным социально-психологическим процессом взаимопонимания между собеседниками, осуществляется по двум каналам. [7]
Эти каналы получили название:
- речевой (вербальный - от латинского слова «устный, словесный»);
- неречевой (невербальный), о котором мы мало что знали. Это язык жестов, мимики и телодвижений человека - «боди лэнгвидж».
Таким образом, мы познакомились с важными условиями общения, и узнали, какое бы-вает общение. Так же мы изучили «постулаты общения Грайса».
4.1 Речевое общение
В структуру речевого общения входят:
- Значение и смысл слов, фраз («Разум человека проявляется в ясности его речи». Дио-ген). Важно точно употреблять слова, чтобы это было выразительно и доступно, правиль-но строить фразы, правильно произносить звуки.
Речевые звуковые явления:
1) темп речи (быстрый, средний, замедленный);
2) модуляция высоты голоса (плавная, резкая);
3) тональность голоса (высокая, низкая);
4) ритм (равномерный, прерывистый);
5) тембр (раскатистый, хриплый, скрипучий);
6) интонация;
7) дикция.
Наиболее привлекательной в общении считается плавная, спокойная, размеренная речь. Выразительные качества голоса: характерные специфические звуки, возникающие при общении: смех, хмыканье, плач, шепот, вздохи и др. Особенность невербальных средств состоит в том, что их проявление обусловлено импульсами нашего подсознания. Знание этих средств может с успехом применяться в профессиональной сфере, в сфере личных отношений и т.д.
Невербальные средства общения изучаются следующими науками:
1) Кинестика изучает внешние проявления человеческих чувств и эмоций; мимика изучает движение мышц лица, жестика исследует жестовые движения отдельных частей тела, пантомимика изучает моторику всего тела: позы, осанку, поклоны, по-ходку.
2) Такесика изучает прикосновения в ситуации общения: рукопожатия, поцелуи, дотра-гивание, поглаживание, отталкивание…
3) Проксимика исследует положение людей в процессе коммуникации. Американский антрополог Эдуард Холл был одним из родоначальников в области изучения про-странственных потребностей человека. Его исследования привели к пониманию наших взаимоотношений с другими человеческими существами. [4]
Так можно сделать вывод, что, наиболее привлекательной в общении считается плавная, спокойная, размеренная речь.
4.1.1 Мимика
Мимика - движение мышц лица, отражающее внутреннее эмоциональное состояние, способна дать истинную информацию о том, что переживает человек. Мимические выра-жения несут более 70% информации, т.е. взгляд, лицо человека способны сказать больше, чем произнесенные слова.
По своей специфике взгляд может быть:
1) деловой, когда он фиксируется в районе лба собеседника, это предполагает создание серьезной атмосферы делового партнерства;
2) светский, когда взгляд опускается ниже уровня глаз собеседника (до уровня губ), это способствует созданию атмосферы светского непринужденного общения;
3) интимный, когда взгляд направлен не в глаза собеседника, а ниже лица - до уровня груди. Специалисты утверждают, что такой взгляд говорит о большей заинтересо-ванности друг другом во время общения; взгляд искоса говорит о критическом или подозрительном отношении к собеседнику.
Чтобы Ваша мимика была выразительной, систематически произносите перед зеркалом несколько разнообразных по эмоциональности фраз. Следите, как изменяется мимика и передает ли она соответствующую эмоцию. [2]
Таким образом, мимика имеет большое значение в общении между людьми.
4.1.2 Жестикуляция
Знаменитый оратор древности Демосфен на вопрос, что такое хороший оратор, отвечал: «Жесты, жесты, жесты!».
Языку учат с детства, а жесты усваиваются естественным путем, и хотя никто предвари-тельно не объясняет, не расшифровывает их значение, говорящие правильно понимают и используют их. Вероятно, объясняется это тем, что жест используется чаще всего не сам по себе, а сопровождает слово, служит для него своеобразным подспорьем, а иногда уточняет его.
Содержание жестов у разных народов различно.
Например, русские в знак согласия покачивают головой вперед-назад, а болгары влево-вправо. В Австралии, Новой Зеландии, Великобритании «V» служит знаком победы. Но если повернуть ладонь к себе, жест приобретает оскорбительный характер (А иди ты подальше!). Жители Европы воспринимают этот жест как знак победы независимо от то-го, куда обращена ладонь. Если англичанин сделает оскорбительный жест, то европеец не поймет, о какой победе идет речь. И еще «V» означает во многих странах цифру 2.
Слишком частые, однообразные, суетливые, резкие движения рук неприятны, приеда-ются, надоедают и раздражают. Жест уточняет мысль, оживляет ее, в сочетании со слова-ми усиливает ее эмоциональное звучание, способствует лучшему восприятию речи.
Основная функция жеста - зрительно способствовать лучшему восприятию речи.
Не все жесты производят благоприятное впечатление. Действительно, плохо, если гово-рящий дергает себя за ухо, потирает кончик носа, поправляет галстук, вертит пуговицу, то есть повторяет какие-то механические, не связанные смыслом слов движения. Механи-ческие жесты отвлекают внимание слушателей от содержания речи, мешают ее восприя-тию. Нередко они бывают результатом волнения говорящего, свидетельствуют о его не-уверенности в себе. [2]
Принято выделять следующие виды жестов:
1) ритмические жесты;
2) эмоциональные жесты;
3) указательные жесты;
4) изобразительные жесты;
5) подражательные жесты;
6) символические жесты.
А здесь, мы познакомились с тем, что такое жестикуляция, ведь мы так часто используем её при общении. А так же мы узнали, каких видов она может быть и какую функцию в общении она выполняет.
4.2 Зоны дистанции при коммуникации
Можно выделить следующие зоны дистанции при коммуникации:
1) интимная зона (15-45 см.), в эту зону допускаются лишь близкие, хорошо знакомые люди, для этой зоны характерны доверительность, негромкий голос в общении, при-косновения;
2) личная или персональная зона (45см-1,20м.) для обыденной беседы с друзьями и кол-легами, предполагает только визуально-зрительный контакт между собеседниками;
3) социальная зона (1,2-4м.) обычно соблюдается во время официальных встреч в каби-нетах, преподавательских и других служебных помещениях, если, как правило, собе-седники не очень хорошо знакомы;
4) публичная зона или общественная зона (свыше 4м.) подразумевает общение с боль-шой группой людей - в лекционной аудитории, на митинге. [14]
В этом небольшом, но крайне полезном разделе мы узнали о зонах дистанции при ком-муникации. И можно сделать вывод, что при общении с друзьями, для большего комфор-та, лучше находится друг от друга на расстоянии 45 см -1,20 м.
5. Нарушение речевого этикета в глобальной сети Интернет
Интернет (Internet = inter + net - объединение сетей) - всемирная компьютерная сеть, объединяющая миллионы компьютеров в единую информационную систему. Интернет предоставляет широчайшие возможности свободного получения и распространения научной, деловой, познавательной и развлекательной информации. Глобальная сеть свя-зывает практически все крупные научные и правительственные организации мира, уни-верситеты и бизнес-центры, информационные агентства и издательства, образуя гигант-ское хранилище данных по всем отраслям человеческого знания. Виртуальные библиоте-ки, архивы, ленты новостей содержат огромное количество текстовой, графической, аудио и видео информации.
Как видим из определения, Интернет - это действительно принципиально новая, мно-гофункциональная коммуникационная среда, сочетающая возможности печатных изда-ний, радио, телефона и, разумеется, телевидения. [8]
Таким образом, мы узнали, что Интеренет – это всемирная компьютерная сеть, объеди-няющая миллионы компьютеров в единую информационную систему.
5.1 Плюсы и минусы интернета
Плюсы Интернета:
1) оперативность получения любой информации;
2) общение: мой мир, контакт, одноклассники и другие социальные сервисы и форумы;
3) самореализация;
4) получения дополнительного образования;
5) расширение территориальных границ;
6) обеспечение досуга;
7) формирование информационной компетентности, включающей умение работать с информацией: находить, получать, анализировать, систематизировать и использовать.
Минусы Интернета:
1) беспорядочная недостоверная информация;
2) получение и передача ложных сведений;
3) формирование недостоверных понятий об объектах, явлениях и процессах.
Основными пользователями сетей Интернет первоначально были, в основном, работни-ки государственных организаций и научных учреждений.
Порядок и способы использования Интернета описывались в инструкциях.
Этикет использования сетей основывался на устоявшихся в научных кругах нормах об-щения и обмена информацией.
С развитием техники и коммуникаций в Интернете стало больше пользователей, не от-носящихся ни к государственным чиновникам, ни к ученым мужам. Многие из них ис-пользовали Интернет именно в тех целях, для которых он создавался - для поиска инфор-мации. Для других Интернет стал местом удовлетворения своего любопытства и личных амбиций. Постепенно Интернет из сообщества чисто информационных сетей превраща-ется в один из видов развлечения, оставаясь при этом, в первую очередь, источником ин-формации. [8]
Так, мы выделили плюсы и минусы Интернета, и оказалось, что плюсов всё таки боль-ше, чем минусов.
5.2 Этикет пользования Интернетом
Доступность электронной почты для пользователей позволила оценить ее преимущества по сравнению с традиционными видами почты. Отправленное письмо может оказаться на другой стороне земного шара за час. Стало очевидным, что появилась необходимость в выработке своих норм этикета как для пользователей, так и для тех, кто их обслуживает. В различных научных учреждениях, в электронных конференциях пользователей в про-цессе обсуждения появляются новые нормы поведения - нетикет (netiquette, от англий-ского net-- «сеть» и французского etiquette -- «этикет»). Обсуждение этих норм продолжа-ется и сейчас, хотя и появились некоторые основополагающие правила. Содержание этих правил зависит от вида использования Интернета.
Рассмотрим свод правил netiquette.
Правило 1: Помните, что вы говорите с человеком.
Тут мало только помнить, нужно иногда ставить себя на место собеседника. Чаще зада-вайте себе вопросы: Приятно было бы вам получить такое сообщение, которое вы только что отправили? Сказали бы вы в лицо человеку такую фразу? Помните, что ваш оппонент также может ошибиться, поэтому не спешите писать разгромные письма и истолковывать (интерпретировать) полученную информацию по-своему.
Правило 2: Придерживайтесь тех же стандартов поведения, что и в реальной жизни.
В сети правила поведения так же строги, как и в реальной жизни. Ненужно тешить себя иллюзией, что вероятность быть пойманным, «нашкодив» в Интернете, ничтожна мала. Оптимальный вариант - всегда оставаться в рамках закона (как в реальном, так и в вирту-альном пространстве).
Правило 3: Помните, где вы находитесь в киберпространстве.
Смысл этого правила заключен в следующем: вы сменяете группу общения, а вместе с ней меняются и правила поведения. То, что допустимо в одной группе, могут счесть за грубость, оскорбление, неуважение в другой.
Правило 4: Уважайте время и возможности других.
Смысл этого постулата прост - когда вы отсылаете кому-то письмо, сообщение на форум и т.д., вы претендуете на чье-то время. И потому вы автоматически становитесь ответ-ственным за то, чтобы адресат не потратил это время зря. Прежде чем отправлять кому-либо сообщение, письмо, подумайте, действительно ли ваш адресат нуждается в нем. Ес-ли нет, то не стоит тратить ни его, ни своё время.
Правило 5: Сохраняйте лицо.
В сети никто не видит вас, потому никто не будет оценивать вашу манеру одеваться, толщину вашего кошелька, внешность и другие подобные параметры. Зато ваши оппо-ненты будут оценивать то, как и что вы пишите. Начиная составлять послание, убедитесь в том, что оно ясное и логичное. Отдавайте предпочтение коротким и понятным предло-жениям, а также простым словам.
Правило 6: Помогайте другим там, где вы это можете делать.
Не бойтесь обмениваться своим опытом с другими пользователями. Если же вам требу-ется помощь, то, отправляя вопрос на форум, не забудьте, потом выложить ответы, кото-рые прислали вам на электронную почту.
Правило 7: Не ввязывайтесь в конфликты и не допускайте их.
В Интернете закрепилось устойчивое название -- флейм (flame), которое обозначает эмоциональное замечание, целью которого является провоцирование реакции пользова-теля. Сетевой этикет, конечно, не запрещает использование флеймов, так как некоторые из них могут доставлять удовольствие, как самому сочинителю, так и читателям. Однако следует помнить, что затянувшаяся на форуме или конференции перепалка между двумя оппонентами может вызвать негативную реакцию других читателей темы, которые зашли на форум пообщаться, а не наблюдать состязание в красноречии.
Правило 8: Уважайте право на частную переписку.
Вряд ли есть человек, которому бы понравилось копание чужих в его личной почте. Уважайте чужую тайну переписки, поскольку это не только знак хороших манер, но и га-рантия того, что у вас не будет проблем по этому поводу.
Правило 9: Не злоупотребляйте своими возможностями.
То, что вы имеете более обширные знания, или обладаете расширенными полномочия-ми, не дает вам право использовать их в своих корыстных целях, а также для удовлетво-рения своего любопытства.
Правило 10: Учитесь прощать другим их ошибки.
Будьте снисходительны к тем, кто допускает ошибки, будь то опечатка, наивный вопрос или же неадекватный ответ. Если же вы все-таки обращаете внимание пользователя на его ошибку, делайте это корректно и непублично (в частном письме).
Как видим, они не отрицают заложенные правила речевого этикета, а лишь дополняют их в связи со сферой применения. [11]
В этом разделе мы узнали больше об этикете пользования Интернетом и ознакомились с правилами пользования Интернетом.
5.3 Социальная сеть и форум
Для того чтобы понять на каком уровне находится речевой этикет в глобальной сети Ин-тернет, рассмотрим ресурсы, где пользователи общаются чаще всего: социальную сеть и форум.
Социальная сеть (от англ. social networking service) -- платформа, онлайн сервис или веб-сайт, предназначенные для построения, отражения и организации социальных взаимоот-ношений, визуализацией которых являются социальные графы. Характерными особенно-стями социальной сети являются:
1) предоставление практически полного спектра возможностей для обмена информа-цией (фото + видео + сервис блогов + сервис микроблогов + сообщества + ЛС/чат + возможность отметить местоположение и т.п.);
2) создание профилей, в которых требуется указать реальные ФИО и максимальное количество информации о себе;
3) подавляющее большинство друзей пользователя в социальной сети - это не вирту-альные друзья по интересам, а реальные друзья, родственники, коллеги, одноклас-сники и однокурсники.
Веб-форум - класс веб-приложений для организации общения посетителей веб-сайта. Термин соответствует смыслу исходного понятия «форум».
Исходное понятие: Форум - (лат. forum) массовое представительное собрание, съезд.
Форум предлагает набор разделов для обсуждения. Работа форума заключается в созда-нии пользователями тем в разделах и последующим обсуждением внутри этих тем. От-дельно взятая тема, по сути, представляет собой тематическую гостевую книгу. Пользова-тели форума могут сами создавать темы для обсуждения, устраивать опросы, голосования, задавать вопросы и получать на них ответы, а также сами отвечать на вопросы других пользователей форума и давать им советы. Вопросы и ответы остаются в базе данных фо-рума, и могут быть полезны как участникам форума, так и любым пользователям сети Интернет, которых специально заходят на форум, зная адрес его сайта, или получают его от поисковых систем при поиске информации.
По данным статистики www.liveinternet.ru, социальная сеть «Вконтакте» находится на первом месте по количеству посетителей. За март 2015 года сайт «vk.com» посетило более 478 млн. человек.
Правила, касающиеся речевого этикета установленные администрацией данной социальной сети:
При пользовании Услугами Сайта Пользователь обязан:
1) соблюдать положения действующего законодательства Российской Федерации, настоящих Правил и иных специальных документов Администрации Сайта;
2) не размещать на персональной странице информацию и объекты (включая ссылки на них), которые могут нарушать права и интересы других лиц;
3) перед размещением информации и объектов (включая, но не ограничиваясь, изоб-ражениями других лиц, чужими текстами различного содержания, аудиозаписями и видеофильмами) предварительно оценивать законность их размещения;
Пользователю при использовании Сайта запрещается:
Загружать, хранить, публиковать, распространять и предоставлять доступ или иным образом использовать любую информацию, которая:
1) содержит угрозы, дискредитирует, оскорбляет, порочит честь и достоинство или де-ловую репутацию или нарушает неприкосновенность частной жизни других Пользо-вателей или третьих лиц;
2) нарушает права несовершеннолетних лиц;
3) является вульгарной или непристойной, содержит нецензурную лексику, содержит порнографические изображения и тексты или сцены сексуального характера с уча-стием несовершеннолетних;
4) содержит сцены насилия, либо бесчеловечного обращения с животными;
5) содержит описание средств и способов суицида, любое подстрекательство к его со-вершению;
6) пропагандирует и/или способствует разжиганию расовой, религиозной, этнической ненависти или вражды, пропагандирует фашизм или идеологию расового превос-ходства;
7) содержит экстремистские материалы;
8) пропагандирует преступную деятельность или содержит советы, инструкции или руководства по совершению преступных действий,
9) содержит информацию ограниченного доступа, включая, но не ограничиваясь, госу-дарственной и коммерческой тайной, информацией о частной жизни третьих лиц;
10) содержит рекламу или описывает привлекательность употребления наркотических веществ, в том числе «цифровых наркотиков» (звуковых файлов, оказывающих воз-действие на мозг человека за счет бинауральных ритмов), информацию о распро-странении наркотиков, рецепты их изготовления и советы по употреблению;
11) носит мошеннический характер;
12) а также нарушает иные права и интересы граждан и юридических лиц или требова-ния законодательства Российской Федерации.
Итак, мы рассмотрели нарушения норм речевого этикета на примере сообщества этой социальной сети - «MDK». В частности, были рассмотрены нарушения норм речевого этикета по нескольким причинам:
1) Обращение к своему собеседнику, в неуважительной, для данной ситуации, форме
2) Употребление ненормативной лексики, оскорбление.
3) Воздержание от произнесения необходимых по ситуации формул этикета.
Адрес сообщества: «vk.com/mudachyo» уже нарушает правила речевого этикета и правила данной социальной сети.
Сообщество называет себя «Культурной доминантой».
Доминанта культурная (лат. dominans - господствующий) в культурологии термин упо-требляется для обозначения главенствующей идеи, основного признака или важнейшей составной части культуры.
Из проанализированных 878 сообщений пользователей за март 2016 мы выявили, что:
• 572 сообщения содержат нецензурную лексику, 312 из которых подразумевают оскорб-ления.
• 719 сообщений содержат лексические или грамматические ошибки.
• В 593 сообщениях пользователи не придерживаются необходимых по ситуации формул речевого этикета.
Примеры материалов, предлагаемых сообществом.
• я походу знаю этого пацана, он сидит щас вроде)
• Захади только что открылись онлайн немаленький админки за пиар и лидерку любуй захади самп
• Яб за ткую пиццу жил бы с ней
• Все ко мне в други!
Примеры сообщений, в которых пользователи не придерживаются необходимых по ситуации формул речевого этикета.
• Здарова, пацанчики
• Скинь музыку на стену
• добавляйтесь в друзья, ребят)
Ресурс «4pda.ru» - один из популярных российских форумов, с количеством посетите-лей более двух с половиной миллионов человек.
Отличие от социальной сети заключается в том, что для каждого раздела назначены мо-дераторы, следящие за строгим исполнением правил, установленных администрацией форума.
Модератор - социальное лицо, уполномоченное модерировать, профессиональный по-средник, методический помощник, который организует процесс коммуникации при об-суждении и решении задач (проблем) в группе, помогая участникам достичь необходимо-го результата.
Даже для таких разделов как «трепалка» (здесь можно поговорить на любые волнующие темы или просто поговорить) установлены жёсткие правила:
В этом разделе запрещается:
1) создавать темы, вызывающие межрасовую, межнациональную или межрелигиозную вражду;
2) создавать темы, связанные с просьбой о материальной помощи;
3) создавать темы со ссылками на ресурсы, содержащие нецензурные выражения и порнографию, ресурсы сект и т.д;
4) создавать темы политического характера, пиар политиков и т.д.
Из проанализированных 725 сообщений пользователей за март 2016 мы выявили, что:
• 17 сообщений содержат нецензурную лексику, 4 из которых подразумевают оскорбле-ния.
• 418 сообщений содержат лексические или грамматические ошибки.
• В 128 сообщениях пользователи не придерживаются необходимых по ситуации фор-мул речевого этикета.
Примеры сообщений содержащих в себе лексические или грамматические ошибки:
• Назвался груздем........ держись короче!!!!!! сейчас курю, мне это просто нравиться.......
• и зачем тогда ваще курить... 2-3 сигареты в день... Что это ваще дает???
• почиму?
Примеры сообщений, в которых пользователи не придерживаются необходимых по си-туации формул речевого этикета:
• Слушай, народ... А есть какая-нибудь прога для КПК помогающая бросить курить???
• Приветствую. Помогите с возможными вариантами.
• Я ужо туточки.
• братан! в картах и навигации одно сообщение в день [8]
Таким образом, мы узнали, что такое социальная сеть и форум. А так же провели наблю-дение над одной из групп самой популярной социальной сети и над самым популярным форумом среди молодёжи, и выявили нарушения речевого этикета в них.
5.4 Отличия социальной сети от форума
Социальными сетями пользуется гораздо большее количество человек, чем остальными видами общения в Интернете. Правила речевого этикета эффективны и для Интернет об-щения. У каждого интернет ресурса существует свой свод правил, которые тесно взаимо-связаны с основными правилами речевого этикета.
Главные отличия между социальной сетью и форумом:
1) Популярность. Количество пользователей, рассматриваемой выше, социальной се-ти «ВКонтакте» более чем в 100 раз превосходит количества пользователей фору-ма «4pda.ru».
2) Контроль добавляемой пользователями информации. В социальной сети суще-ствуют правила, но за их соблюдением следит очень малое количество человек. В отдельных сообществах позволяется не соблюдать все правила, установленные со-циальной сетью. На форуме за информацией постоянно следят модераторы. Каж-дый раздел, каждая тема находятся под наблюдением, и за несоблюдение правил форума, пользователю блокируется доступ к ресурсу.
Из приведенных во втором разделе данных, выведем среднее значение нарушений правил речевого этикета для форума и социальной сети:
Как видим из выше проанализированных данных, правила речевого этикета пользова-телями форума соблюдаются более чем в два с половиной раза чаще, чем пользователями социальной сети.
На основе полученных данных, выведем среднее значение нарушений правил речевого этикета в Интернете.
В среднем, более чем в 50% случаев в Интернете нарушаются правила речевого этике-та. При этом на форумах в 26%, а в социальных сетях - 72%!
Для того чтобы правила речевого этикета соблюдались чаще, необходимо:
1) пользователям интернета знать правила общения на данных ресурсах и не нарушать их;
2) администрации ресурсов следить за информацией, загружаемой пользователями, в случае нарушений блокировать доступ пользователя к своему ресурсу;
3) создать свод правил, которых охватывал бы все аспекты речевого этикета, с учетом интернет общения. [8]
Здесь мы подробно разобрали отличия социальной сети от форму. А так же познакоми-лись с правилами, которые помогут пользователям Интернета соблюдать нормы речевого этикета.
6. Место речевого этикета в век научно-технического прогресса
В век научно-технического прогресса место речевого этикета коренным образом пере-осмысляется.
С одной стороны, подвергаются эрозии традиционные основы этого явления: мифоло-гические и религиозные верования, представления о незыблемой социальной иерархии и т.п. Речевой этикет теперь рассматривается в чисто прагматическом аспекте, как средство достижения коммуникативной цели: привлечь внимание собеседника, продемонстриро-вать ему свое уважение, вызвать симпатию, создать комфортный климат для общения.
С другой стороны, речевой этикет остается важной частью национального языка и культуры. Невозможно говорить о высоком уровне владения языком, если это владение не включает в себя знание правил речевого общения и умение применять эти правила на практике.
В целом, речевой этикет способствует установлению контакта между собеседниками; позволяет засвидетельствовать уважение; помогает определить статус происходящего об-щения (дружеский, деловой, официальный и пр.); формирует благоприятную эмоцио-нальную обстановку для общения и оказывает положительное воздействие на слушателя (читателя). [8]
В последнем разделе нашего реферата мы собрали всё воедино и выявили место речево-го этикета в нашей жизни. Мы поняли, что дл благополучного общении между людьи необходимо соблюдать правила речевого этикета. Потому что он способствует установ-лению контакта между собеседниками, помогает определить статус происходящего обще-ния, а та же речевой этикет остается важной частью национального языка и культуры.
Заключение
Таким образом, в нашем реферате мы поговорили о культуре речи, речевом этикете и о его нарушениях. Познакомились с правилами речевого этикета и узнали, как правильно начинать, продолжать и заканчивать беседу. Подробно разобрали условия общения. Так же мы познакомились с рядом других интересных и занимательных правил, понятий и фактов.
Во-первых, мы подробно разобрали, что такое мимика и жестикуляция. Узнали науки, которые изучают невербальные средства общения (кинестика, такесика, проксимика). Узнали о содержание жестов у разных народов и то, как сильно они отличаются друг от друга.
Во-вторых, мы узнали о зонах дистанции при коммуникации. Ведь порой общаясь с людьми, мы не задумываемся о том, как близко или как далеко м находимся от своего со-беседника. А знание этих зон поможет нам найти идеальную дистанцию, чтобы обоим собеседникам было комфортно при общении.
В-третьих, мы посвятили большой раздел речевому этикету в глобальной сети Интернет, а вернее, нарушениям этикета. Мы провели несколько наблюдений за популярными со-циальными сетями и форумами и выявили, чем они отличаются, и чем они схожи. В ходе этого наблюдения мы выявили, что самой популярной социальной сетью является «Вкон-такте», где ежеминутно люди нарушают правила речевого этикета.
Так, можно сделать вывод, что вся человеческая деятельность, в том числе и общение, отражает социальные условия, в которых она протекает. И наша речь, несомненно, стро-ится по-разному в зависимости от того, кто общается, с какой целью, каким образом, ка-кие между собеседниками отношения. Мы так привыкли менять тип речи в зависимости от условий общения, что делаем это чаще всего неосознанно, автоматически, забывая употреблять необходимые формы речевого этикета, пользоваться правилами.
Список использованных источников
1. Львова, С.И. «Позвольте пригласить вас…» или Речевой этикет [Текст] – М.: Дрофа, 2005. – 202, [6] с.: ил. – (Познавательно! Занимательно!). ISBN 5-7107-9537-2
2. В.Е. Гольдин Речь и этикет [Текст] – М.: Просвещение, 1983. – 109 с.
3. Шигаева, М. И., Сульдина, Л.Г. «Русский язык и культура речи [Текст] – Изд. 2-е, стереотип. – Йошкар-Ола: Марийский государственный технический университет, 2010. – 176 с. ISBN 978-5-8158-0831-7
4. Введенская, Л. А. Русский язык и кульутура речи: учебное пособие [Текст] – Ростов –на-Дону: Феникс, 2006.
5. Акишина, А.А., Формановская Н.И. Русский речевой этикет [Текст] – М.: «Русский язык», 1983. 181 с.
6. Русский язык. Энциклопедия. [Текст] – М., 1997
7. Речевой этикет [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http//www. otherreferats.allbest.ru/ethics/00255987_0
8. Нарушение речевого этикета в глобальной сети Интерент [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http//www. knowledge.allbest.ru/ethics/2c0b65625b2bd68a5c43a88521216d36_0
9. Правила пользования сайтом ВКонтакте.ру [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http//www. vk.com/terms.php
10. Правила Трепалки [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http//www. 4pda.ru/forum/index.php?showtopic=38703
11. Правила этикета в Интернете [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http//www. referat.resurs.kz/ref/pravila-etiketa-v-internete
12. Русский язык и культура речи. Учебник. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http//www. tepka.ru/uroki_russkogo/41.html
13. Форум «4pda.ru» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http//www. 4pda.ru/forum/index.php?act=idx
14. Энциклопедия культурологии [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http//www. dic.academic.ru/dic.nsf/enc_culture/1536/
15. LiveInternet [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http//www. liveinternet.ru
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.