- 27.11.2018
- 2121 Просмотр
- 0 Комментариев
ГОАПОУ «Липецкий металлургический колледж»
Профессиональные качества, формируемые у студентов заочной формы обучения ГОА ПОУ «Липецкий металлургический колледж» в процессе освоения образовательной программы по выбранной специальности.
В современном обществе образование заметно повысилась роль среднего профессионального образования: от его направленности и эффективности сегодня во многом зависят перспективы развития личности. Образование, особенно среднее профессиональное, рассматривается как главный, ведущий фактор социального и экономического прогресса современной России и Липецкой области. Причина такого внимания заключается в понимании того, что наиважнейшей ценностью и основным капиталом современного общества является человек, способный к поиску и освоению новых знаний и принятию нестандартных решений.
Заочная форма обучения в ЛМК получила большое распространение, т.к. основная масса студентов – заочников ЛМК являются работниками социального партнера колледжа ПАО «НЛМК» и имея разные уровни образования получают среднее профессиональное по направлению своей непосредственной работы (профессиональные качества).
Заочная форма обучения обладает следующими свойствами: индивидуальность обучения, внутренняя открытость, авторизованность, ускоренность обучения, компактность обучения, адаптивность. Раскроем содержание каждого свойства данной формы получения высшего профессионального образования.
Индивидуальность обучения, при которой наиболее полно раскрываются и формируются оригинальная личность студента в его естественной одаренности, характеризуется прежде всего большей степенью автономности, независимости обучающегося от внешних воздействий (как неблагоприятных, так и положительных).
Индивидуальность обучения неразрывно связана с таким свойством данной формы обучения как гибкость.
Внутренняя открытость является непосредственным условием индивидуального обучения. Обучаясь на заочной форме обучения, студент свободно планирует свои учебные действия, выбирает по своему усмотрению подход к дисциплинам и общий порядок их изучения, сам организует литературные и другие средства, регулирует затраты времени, при желании может кардинально изменить специальную направленность. При этом он самостоятельно определяет степень и качество своего образования.
Одним из важных условий является авторизованность. Образно говоря, студент-заочник сам себе учитель. В процессе занятий он не испытывает зависимости от поучающих методик или, что сложнее, репродуктивных стилей мышления со стороны преподавателей, в том числе учебников. Он по необходимости творец своего собственного образовательного подхода, который адекватно выражает условия самостоятельного познания и его индивидуальность. Этим «авторизованным» подходом достигается не только максимально возможный для данного обучающегося объем знаний, но и главное формирующее их качество - творческий характер приобретения информации и ее интерпретации.
Компактность обучения и ускоренность обучения - это два взаимосвязанных и взаимозависимых свойства, характеризующих обучение по заочной форме с положительной стороны экономии времени обучающегося.
Адаптивность данной формы обучения в ЛМК заключается в том, что студент-заочник - главный и основной субъект образования. Студент-заочник имеет возможность под руководством преподавателей выбирать соответствующие глубину и объем материала, его источники, его интерпретаторов, получая необходимые книги и консультации. Наконец, также самостоятельно, индивидуально готовится в межсессионный период к сдаче форм промежуточного контроля, и защите выпускной квалификационной работы в установленные сроки ЛМК.
Студенты заочной формы обучения ЛМК имеют возможность сотрудничать с преподавательским составом не только в период сессии, но и в межсессионный период. Заочная форма обучения в ЛМК осуществляет обучение по 8 специальностям.
К основной образовательной программе подготовки специалистов заочной формы обучения ЛМК предъявляются общие требования:
- образовательная программа подготовки специалистов среднего звена разрабатывается на основании ФГОС СПО и включает в себя учебный план, рабочие программы учебных дисциплин и профессиональных модулей, рабочие программы производственных практик, методические рекомендации по практическим, лабораторным и самостоятельной работе. А также рекомендации по выполнению домашней контрольной работы.
- требования к обязательному минимуму содержания образовательной программы подготовки специалистов среднего звена, к условиям ее реализации и срокам ее освоения определяются ФГОС СПО.
О качественной и продуктивной работе заочной формы обучения студентов в ЛМК свидетельствуют ежегодные отчеты общей и качественной успеваемости.
Опыт обучения студента-заочника в колледже получил большое распространение, прежде всего, он означает самообразование. Широко известны две внешние его особенности. Первая - обязательная ориентация на системность подготовки в отношении какой-либо квалификации, и вторая – прохождение производственной и преддипломной практики без отрыва от основного места работы по выбранной специальности.
Двухструктурность заочной формы является высокопродуктивная организация образовательного процесса. Самостоятельная работа по методическим рекомендациям и рабочим программам обучения, является одной из основных форм образовательной деятельности студентов, что определяет доступность, а, в свою очередь, и относительную независимость от преподавателей, свобода в определении времени, необходимого для изучения каждой дисциплины и МДК - гарантируют достижимость необходимых знаний. Каждый студент ЛМК учится в соответствии со своими способностями, возможностями, установками, стимулами и целями; сам определяет объем знаний в системе «должен» - «могу», а также порядок и темп изучения материала.
Прием на заочную форму обучения в ЛМК осуществляется в открытой форме по результатам среднего балла аттестата, без ограничения возраста, на основе личного заявления и документа о основном общем или среднем общем образовании.
Обучение в ЛМК осуществляется по внебюджетной форме и на основе полного возмещения затрат стоимости обучения.
Таким образом, обучение по заочной форме в ЛМК говорит об актуальности дальнейшего развития и совершенствования заочной формы обучения студентов. При этом необходимо отметить, что наиболее высокий результат педагогического процесса достигается при соблюдении условия непрерывности образования.
Необходимо отметить некоторые особенности студента, обучающегося по заочной форме.
Первая - это мотивация учения. За редким исключением у приобретающего новую профессию человека есть серьезная и действенная мотивация - желание научиться практически полезному делу, овладеть им как можно лучше. В этом смысле процесс обучения проходит легко, так как никакие способы принуждения типа экзаменационных оценок не нужны.
Вторая особенность студента-заочника - его заинтересованность в высоком качестве овладения профессией (профессиональные качества), при наличии определенного уровня образования.
Третья особенность студентов заочной формы обучения - это нетерпимость к механическому заучиванию информации. Студент – заочник это уже профессионал своего дела, подкрепляет уровень своих профессиональных качеств приобретенных в процессе осуществления рабочих навыков профессиональным образованием.В связи с этим обучение должно перестать делать основной упор на запоминание информации, а сделать поворот к формированию умения действовать. И главное, действовать профессионально: уверенно, правильно, сознательно и приходить к качественным конечным результатам деятельности.
Студент-заочник, испытывающий глубокую потребность в самостоятельности (хотя в определенных ситуациях они тоже могут быть временно зависимы от кого-либо), играет ведущую, определяющую роль в процессе своего обучения, конкретно - в определении параметров этого процесса. Студент-заочник по мере своего роста и развития аккумулирует значительный опыт, который может быть использован в качестве источника обучения как самого обучающегося, так и для преподавателей. В процессе обучения студента как развивающейся личности происходит формирование и дальнейшее развитие грамотности, профессиональной компетентности, что является составляющими его профессиональных характеристик.
Приходим к выводу, процесс формирования профессиональных качеств будущего специалиста должен представлять собой единство личностных, гражданских и самодеятельных качеств, индивидуализированных каждым студентом заочной формы обучения и признанных обществом ценными.
Одной из принципиально важных особенностей контингента заочной формы обучения студентов следует отметить разнородность состава обучающихся по возрасту, жизненному опыту, своеобразию мотивов учения, морально-волевой готовности к обучению, конкретной подготовленности к обучению различным предметам, типам мыслительной деятельности. Отсюда вытекает необходимость индивидуализации обучения, только при разработке которой влияние обучения на развитие личности студента-заочника станет действенным.
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.