Меню
© Международный образовательный портал современных компетенций Cвидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 55893 от 07.11.2013 г. Международные и Всероссийские олимпиады, конкурсы и викторины

Экология русского языка
Департамент образования и науки Костромской области
ОГБПОУ «Буйский техникум градостроительства и предпринимательства Костромской области»

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
по дисциплине «Русский язык»
на тему: «Экология русского языка»

Выполнили студенты:
Группы К-2А
Царева Полина Витальевна
Научный руководитель:
Плиткина И.Н.

г.Буй,2021год
Содержание
Введение …………………………………………………………….. 3 стр.
1. Теоретическая часть: 5 стр.
а) русский язык 5 стр.
б) русский в наши дни 6 стр.
2. Практическая часть: 8 стр.
а) анкетирование и анализ результатов анкетирования 8 стр.
3. Вывод………………………………………………………………… 14 стр.
Информационные ресурсы………………………………………… 15 стр.

Язык любого народа – это его историческая память, воплощённая в слове. Родной язык – душа нации, первостепенный и очевидный признак. Через язык выявляются такие важнейшие особенности и черты, как характер народа, склад его мышления, самобытная неповторимость художественного творчества и его нравственное состояние.
На данный момент состояние русского языка вызывает общую озабоченность: педагогов, журналистов, любителей великого русского языка. В современном мире мы переживаем эпоху новых технологий, массового использования интернета, видеотехники и других достижений цивилизации. Тем не менее, знание великого русского языка остается обязательным требованием образованного человека.
Цель работы:
Изучить и обобщить проблемы экологии русского языка на примере речи студентов БТГП и обозначить пути повышения речевой культуры.
Задачи проекта:
• Рассмотреть понятие «Экология русского языка»;
• изучить отношение к речевой культуре студентов БТГП;
• обозначить необходимость защиты великого русского языка ;
• обозначить пути повышения речевой культуры
Новизна проекта: в последнее время много говорят об экологии русского языка, о необходимости бережного к нему отношения, однако большинство носителей языка не соблюдает речевую культуру. Данный проект призван в доступной форме продемонстрировать, какие отрицательные процессы, связанные с культурой речи, происходят в русском языке.

Актуальность проблемы: русская речевая культура переживает сегодня далеко не лучшие времена. Считается само собой разумеющимся, что на родном языке люди должны говорить правильно, тем не менее, вопросы культуры речи остро встают в наши дни. Язык называют одним из самых удивительных орудий в руках человечества. Однако пользоваться им нужно умело, изучив все его особенности и секреты.
Предмет исследования: речь студентов техникума БТГП.
Объект исследования: факторы загрязнения лексики студентов и преподавателей БТГП.
Методы исследования:
• изучение научной литературы;
• социологический (анкетирование);
• анализ результатов анкетирования
Оборудование: учебная литература, анкетирование в социальной сети «ВКонтакте», компьютер, ИНТЕРНЕТ

Состояние русского языка в наши дни вызывает общую озабоченность - и педагогов, и журналистов, и писателей, и общественных деятелей и специалистов-языковедов.
Язык является средством общения и тесно связан с жизнью общества, постепенно развивается и улучшается. Все изменения, происходящие в великом русском языке, обнаруживаются в его словарном составе и он чутко реагирует на изменения в общественной жизни.
Лингвистика (наука о языке) утверждает, что язык – система специальных средств (звуков, букв, слов, предложений, интонации, знаков препинания и т.п.), которые обслуживают две важные потребности человека: мыслить и общаться, обмениваясь друг с другом информацией, передавая свои соображения, желания, отношения к чему- или кому-либо.
Общаемся мы не только с нашими современниками, беседуя или переписываясь с друзьями, читая газеты, журналы, книги, знакомясь с программами радио, телевидения и т.д. Работая с архивами, историческими документами, читая художественные произведения прошлых веков, мы как бы общаемся и с людьми, жившими до нас. Язык существует для того, чтобы удовлетворить потребность людей в общении друг с другом, и при этом цель любого общения в том, чтобы человек понял человека.
Среди более чем двух с половиной тысяч языков, известных на земном шаре, к числу наиболее распространённых принадлежит русский язык.
Русский язык - один из самых богатых языков мира. Он имеет большой лексический запас, располагает выразительными средствами для обозначения всех необходимых понятий в любой сфере человеческой деятельности. Русский язык взаимодействует с другими языками, оказывая влияние на их развитие, и в то же время обогащается и развивается под их влиянием.
Русский язык - это национальный язык русского народа, государственный язык Российской Федерации. Он используется как средство межнационального общения в самой России и в ближайшем зарубежье. В настоящее время русский язык - один из языков европейского и мирового значения. Он входит, наряду с английским, французским, испанским, китайским, в число официальных международных языков.
С литературным языком тесно связано понятие культуры речи. Умение четко и ясно выразить свои мысли, говорить грамотно, умение не только привлечь внимание своей речью, но и воздействовать на слушателей, владение культурой речи — своеобразная характеристика профессиональной пригодности для людей самых различных профессий: дипломатов, юристов, политиков, преподавателей школ и вузов, работников радио и телевидения, менеджеров, журналистов.
Культура родной речи - это важнейшая часть общей культуры человека. В современном динамически изменяющемся мире русский язык - один из самых авторитетных языков международного общения.
«Владение богатствами русского языка - важный показатель культурного уровня любого человека, независимо от его специальности. Уметь выражать свои мысли чётко и ясно, с соблюдением всех правил произношения, грамматики, лексики означает быть хорошо понятым всеми, кто говорит на русском языке. Есть в этом и эстетическая сторона, так как русский язык – великое чудо культуры, созданное русским народом, его лучшими писателями и публицистами», - говорил в своём выступлении директор Института русского языка СССР, член-корреспондент СССР Ф.П. Филин.
В наши дни нередки такие фатальные аргументы и грустные сетования: общее падение нравственности неминуемо ведёт к упадку речевой культуры. Всё это, конечно, так, но нельзя прикрываться удобной формулой: «Ведь так теперь говорят все! В печати и в устной речи ещё и не такое встречается!» Нет, именно глубокое нравственное требование заставляет нас противостоять внешним неблагоприятным условиям. Пусть кто-то нарочито говорит плохо и неправильно, мирится с грязным, нецензурным словом в своей и чужой речи.
Состояние русского языка в наши дни вызывает общую озабоченность. Упрёки и претензии идут от писателей и журналистов, от педагогов и актёров, общественных деятелей, специалистов-языковедов, от рядовых любителей и ценителей классической русской речи. Говорят даже о гибели русского языка. Так ли это?
По исследованиям учёных, последнее десятилетие ушедшего века отмечено разительными переменами в нашей языковой жизни. И одна из них - более свободное обращение со словом. Эта свобода обнаруживается не только в речах митинговых ораторов и политических деятелей, не только под пером журналиста, но и в повседневной речевой практике обычных носителей русского языка. Литературная норма стала более терпимой и к просторечному обороту, и к жаргонному слову, и к новым иноязычным заимствованиям
Это выражается, прежде всего, в росте разного рода ошибок и вариантов, возникающих под влиянием нелитературного просторечия, в обилии новых иностранных слов и терминов и, наконец, в снижении стиля современной устной и письменной речи, в заметной вульгаризации бытовой сферы общения с настойчивыми попытками грязного слова (в том числе и в художественной литературе).
Известная «обнажённость» речи, её смысловая, стилистическая и грамматическая ущербность вызывают живую и резко негативную реакцию со стороны образованной части общества, делают актуальными и острыми вопросы: «Как мы говорим и пишем?», «Правильно ли мы говорим по-русски?», «Знаем ли мы свой родной язык? Особую озабоченность вызывает речевая культура рядовых носителей языка.
Какова же языковая ситуация в обществе, где живём мы? Чтобы это выяснить, мы провели анкетирование обучающихся в БТГП.
Анкетирование прошли преподаватели и студенты 1-4 курса нашего техникума.
Вопросы анкеты:
1. Знаете ли вы что такое экология?
2. Знакомы ли вы с термином "Экология языка"?
3. Знаете ли вы, что язык "загрязнен"?
4. Чем, по вашему мнению, загрязнен язык?
5. Используете ли вы в своей речи слова паразиты?
6. Можете ли вы обойтись без этих слов?
7. Считаете ли вы, что эти слова ...
8. Употребляете ли вы ненормативную лексику?
9. Нравится ли вам находиться в обществе людей употребляющих ненормативную лексику?
В анкетировании приняли участие 27 человек. Каждый из них ответил на девять вопросов, касающихся экологии языка. Результаты анкетирования представлены в диаграммах (№1-№9)
Диаграмма №1 Знаете ли вы что такое экология?

Как видно из диаграммы №1, с термином «Экология» знакомы все опрошенные.

Диаграмма №2 Знакомы ли вы с термином "Экология языка"?

Из диаграммы №2 видно, что с термином «Экология языка» знакомы 16 человек из 27 опрошенных.
Диаграмма №3 Знаете ли вы, что язык «загрязнён»?

На диаграмме №3 видно, что о загрязнении языка знает большая часть опрошенных.
Диаграмма №4 Чем, по Вашему мнению, загрязнён язык?

Из диаграммы №4 видно, что опрошенные знают, чем загрязнен язык.
67% опрошенных считают самым важным фактором загрязнения языка мат, нецензурную лексику. 29% назвали фактором загрязнения языка слова-паразиты. 4% сказали, что речь загрязняют заимствованные слова.
Диаграмма №5 Используете ли Вы в своей речи слова-паразиты?

На диаграмме №5 видно , что большинство опрошенных (78%) используют в своей речи слова-паразиты.
Диаграмма №6 Можете ли Вы обойтись без слов-паразитов?

Согласно диаграмме №6 несмотря на то, что 78% опрошенных употребляют в своей речи слова-паразиты, 85% из них ответили, что могут обойтись без этих слов.
Диаграмма№7 Считаете ли вы, что эти слова ...

Как видим из диаграммы №7, 78% опрошенных понимают, что слова-паразиты засоряют речь говорящего.
Диаграмма №8 Употребляете ли Вы ненормативную лексику?

На диаграмме №8 видно, что большинство опрошенных ответили, что иногда употребляют ненормативную лексику.
Диаграмма №9 Нравится ли Вам находиться в обществе людей, употребляющих ненормативную лексику?

На вопрос «Нравится ли вам находиться в обществе людей, употребляющих ненормативную лексику?» большинство респондентов (59%) ответили, что не замечают или не следят за этим, 41% опрошенных сказали, что им не нравится находиться в обществе людей, употребляющих ненормативную лексику. Среди опрошенных не оказалось ни одного человека, которому нравится находиться в обществе тех, кто употребляет ненормативную лексику.


Вывод
Проведённое нами исследование даёт возможность сделать вывод о том, что подавляющее число носителей языка знакомы с понятием «экология языка», понимают, чем может быть загрязнена речь, осознают, что, ненормативная лексика, слова-паразиты обедняют речь, загрязняют её. В ходе исследования не нашлось никого, кому бы понравилось находиться в обществе людей, чья речь загрязнена ненормативной лексикой.
Как видим, проблема экологии языка осознаётся всеми носителями, включая молодёжь. О том, как исправить ситуацию думают не только простые люди, но и учёные-лингвисты. Каждый человек решает для себя сам, что можно сделать, чтобы исправить ситуацию.
Мы считаем, что, в первую очередь, нужно повышать общий уровень культуры. Важно обогащать свой словарный запас, а для этого нужно читать хорошие книги, классическую литературу. Кроме того, мы должны бережно относиться к языку и понять, что успешный человек - это, прежде всего, грамотный человек.
Наш проект затрагивает проблемы русского языка, он предлагает задуматься о том, что каждый может сделать так, что русский язык станет чище. Мы согласны с И.С. Тургеневым, который говорил: «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык – это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием; в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса»
Проведенная исследовательская работа позволила выявить основные источники загрязнения русской речи, установить проблемы экологии русского языка, а также показать наглядно отношение рядовых носителей языка к загрязнению русской речи.

Информационные ресурсы
Интернет-ресурсы:
1.Цитатница. Режим доступа.- https://citatnica.ru/citaty/velikie-tsitaty-pro-russkij-yazyk-80-tsitat
2. Грани эпохи: этико-философский журнал №86 / Лето 2021 URL: http://www.facets.ru/edu/likhachev7.htm
3. Введенская Л. А. Русский язык и культура речи: Учебное пособие для вузов / Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова, Е.Ю. Катаева. 12-е изд. Ростов Н/Д: Феникс, 2005. — 544 с. (Высшее образование.).- Режим доступа: http://smolapo.ru/sites/default/files/Prepod/Evstafieva/dop/rus.pdf
Учебно-научная литература:
1. Русский язык, Учебное пособие, Чешко Л.А., 1981.Режим доступа.-https://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2017/12/04/problemy-ekologii-russkogo-yazyka
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
avatar