Меню
© Международный образовательный портал современных компетенций Cвидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 55893 от 07.11.2013 г. Международные и Всероссийские олимпиады, конкурсы и викторины

Фотоискусство в кинематографе
Пономарева Варвара, обучающаяся 1 курса
специальности «Техника и искусство фотографии»
Куренкова Н.К., преподаватель
Сергиево-Посадский филиал ВГИК
г. Сергиев Посад, Московская область
Фотоискусство в кинематографе
Фотоискусство - первое из «технических» искусств, в котором соединились творческий и технологический процессы. Для многих художников и людей, связанных с искусством, появление этой усовершенствованной формы изображения окружающей среды стало новым восприятием мира и возможностью для реализации своих творческих замыслов и композиций.
С течением времени появлялись более новые версии фотоаппаратов, с помощью которых можно было передать точную картину мира. В одну ногу с развитием фотографии появился и кинематограф.
Многие специалисты и любители утверждают, что кино – это движущаяся фотография. В своей работе я попытаюсь разобраться, так ли это и что общего между кинематографом и фотографией.
В 1826 г. Жозеф Нисефор Ньепс сделал первую в истории фотографию с помощью камеры-обскура на оловянной пластине, покрытой тонким слоем сирийского асфальта. На фотографии, создававшейся 8 часов, был изображен вид из окна мастерской Ж.Н.Ньепса.
В 1829 г. Луи Дагнер вместе с Ж. Ньепсом начинают работу над новыми способами создания изображений. В 1837 г. получилось создать изображение с использованием поваренной соли в качестве закрепителя и экспозицией длиной в 30 минут. Такой способ стал называться дагеротипией. Недостатком является невозможность копирования изображений.
Англичанин Уильм Фокс Генри Тальбот в 1839 г. создает новый способ получения негативного изображения, который называется калотипия (тальботипия). Особый метод подготовки чувствительной бумаги – главное отличие. Калотипия использовалась при создании портретных и архитектурных изображений.
В 1850 г. Луи Бранкар Эрвар находит новый тип фотобумаги — альбумидная, которая в дальнейшем использовалась в качестве основной до конца века.
В 1851 г. француз Гюстав Ле Гре изобрел восковые негативы, которые сменили тальботипии. Это нововведение упростило процесс создания изображений на природе.
В 1847 г начинается эпоха стеклянных негативов, основоположником которой являлся Клод Феликс Абель Ньепс. В 1851 г. англичанин Фредерик Скотт Арчер разработал мокрый каллодионовый процесс. В 1854 г. появляется название амбротипия – упрощенный вариантом дагеротипии.
В 1861 г. английскому физику Джеймсу Максвеллу удалось впервые получить цветное изображение. Это были три снимка одно и того же предмета с красным, синим и зеленым фильтрами. Адольф Мите изобрел сенсибилизаторы, делающие фотопластину более чувствительной к другим областям спектра. Сергей Прокудин-Горский разработал технологии, позволяющие уменьшить выдержку.
В 1872 г. англичанин Ричард Лич Мэддокс создал сухую коллодионновую пластину.
В 1879 г. Дж. Сван открыл производство галогеносеребряной фотобумаги на основе желатина, который стал главным элементом в производстве бумаги для фото и до сих пор применяется в промышленном производстве.
Американский банкир Джордж Истмен в 1880 г. открывает в Америке свою компанию под названием «Компания сухих пластинок Истмена», которая в 1888 г. была переименована и зарегистрирована как компания KODAK. В этом же году летом был выпущен первый фотоаппарат данной марки. В 1889 г. начинается массовый выпуск кинопленок.
В 1925 г. в немецкой компании «Лейтц» Оскар Барнак, создал малоформатная камеру нового типа под названием Leica I, которая работала на стандартной кинопленке.
С 1930-х гг. компания Кодак выпустила цветную обратимую пленку Kodachrome.
В 1948 г. компания Polaroid совершает прорыв в фотографии, выпустив фотоаппарат «Polaroid Land 95», который открывает эпоху моментальной фотографии.
Первая гибкая светочувствительная негорючая пленка была изобретена русским фотографом И.В. Болдыревым (1878—1881), после - американскими изобретателями Г.Гудвином в 1887 и Дж. Истменом. В 1889 была создана горючая целлулоидная пленка.
Первые аппараты хронофотографической съемки были сконструированы в 80-х годах XIX века («фоторужье» французского физиолога Э. Марея (1882), аппарат французского изобретателя О. ле Пернса (1888), аппарат английских изобретателей У. Фризе-Грина и М. Эванса (1889), аппарат русского фотографа В.А. Дюбюка (1891), «Фоноскоп» французского физиолога Ж. Демени (1892)).
Немецкий и русский фотографы О. Анщюц и В.А. Дебюк создали соответственно в 1891 и 1892 годах проекционные аппараты различной конструкции, но с одинаковым названием — «Тахископ», французский изобретатель Э. Рейно создал в 1892 году проектор - «Оптический театр».
Изобретениями, приблизившимися к кинематографу по своим техническим характеристикам, являются: «кинетоскоп» Эдисона, аппарат И.А. Тимченко (1893), «хронофотограф» Ж. Демени (1893), проектор американского изобретателя Ж.А. Ле Роя (1894), проектор «паноптиком» американского изобретателя У. Латама (1895), «плеограф» польского изобретателя К. Прушинского (1894) и др.
В 1895-1896 годах были изобретены аппараты, сочетающие в себе все основные элементы кинематографа: во Франции - «синематограф» братьев Л. и О. Люмьер (1895) и «хронофотограф» Ж. Демени (1895); в Германии – «биоскоп» М. Складановского (1895) и кинопроектор О. Местера (1896); в Англии – «аниматограф» Р.У. Пола (1896); в России – «хронофотограф» А. Самарского (1896) и «стробограф» И. Акимова (1896), в США – «витаскоп» Т. Армата (1896).
Начало распространения кинематографа - съемка и публичная демонстрация первых фильмов. 1 ноября 1895 года в Берлине М. Складановский продемонстрировал свой «биоскоп», а 28 декабря 1895 года в Париже братьями Люмьер был продемонстрирован их «синематограф». В течение 1896-1897 годов публичные демонстрации короткометражных фильмов были произведены во всех мировых столицах.
В России первые показы были организованы в апреле 1896 года в Москве и Санкт-Петербурге, а затем на Всероссийской ярмарке в Нижнем Новгороде. Тогда же были проведены первые отечественные любительские киносъемки (В. Сашин, А. Федецкий, С. Макаров и др.).
Безусловно, фотография и кинематография имеют много общего. Благодаря тому, что люди научились создавать изображения не краской, а светом, началась новая эра искусства.
На протяжении исследования истории зарождения светописи прослеживается переплетение фотографии и кинематографа. В качестве первого аргумента того, что эти виды искусства взаимосвязаны, можно привести эксперимент Эдвардо Мейбриджа, осуществленный в 1877 году в Калифорнии (США). Первоначально он не носил научный характер, а был всего лишь попыткой разрешить спор между губернатором Лилендом Стенфордом, который утверждал, что конь, бегущий галопом, во время бега отрывает все ноги от земли, и двумя его оппонентами, которые настаивали на том, что хотя бы одна нога коня при беге никогда не отрывается от земли.
Стэнфорд построил на своей ферме специальный участок — «фотодром», и нанял Мэйбриджа. С одной стороны бегового трека была установлена длинная белая стена, а с другой — 12 кабин с фотоаппаратами, затворы которых были соединены с нитями, протянутыми поперек дорожки для лошадей. Чёрные лошади, хорошо видимые на белом фоне, бежали по треку, задевая нити. Затворы камер поочередно срабатывали, фиксируя отдельные фазы бега.
Подобный эксперимент доказывает: фотография послужила фундаментом для создания фильмов.
Второй аргумент – создание светочувствительных материалов и пленок. Конечно, сначала это представляло примитивные вещи, но позже удалось изобрести компактную фотопленку, которая была удобна в использовании. Без такой тяжелой проделанной работы над оптимизацией светочувствительного материала не было бы и кинематографа. Ведь в основу разработки первых устройств для создания видеоряда послужил именно опыт, накопленный в прошлом при изготовлении первых фотоаппаратов.
Фильм «Незабываемые моменты» (Ян Труэль, 2008)
Главные герои ленты — обычная шведская семья образца начала XX века. Зигфрид работает в порту и выпивает. Его супруга Мария занимается воспитанием детей и иногда шьет на заказ. Однажды, когда с деньгами становится совсем плохо, Мария решает заложить выигранный когда-то в лотерею фотоаппарат. Но работник фотоателье уговаривает женщину сначала попробовать поснимать, а уже потом подумать о продаже.
Благодаря камере в жизни Марии появляется то, чего никогда не было раньше, — вдохновение, любовь и свобода. К слову, свободы жаждет не только измученная житейскими передрягами домохозяйка: Зигфрид придумывает свой способ убежать от рутины — он присоединяется к набирающему обороты рабочему движению. Однако участие в политической жизни страны в конечном итоге приносит ему только горечь и разочарование, в то время как увлечение Марии — фотография — становится той силой, которая способна сломать холодную стену уныния, отделяющую героев от остального мира.
Фильм «Военный фотограф» (2001)
«Если твои фотографии недостаточно хороши, значит, ты был недостаточно близко», — эти слова Роберта Капы использованы в качестве эпиграфа к картине «Военный фотограф».
Герой ленты фотокорреспондент Джеймс Нахтвей специализируется на съемках проблемных регионов. В разные годы он работал в ЮАР, Восточной Европе, Латинской Америке и даже России.
Коллеги Джеймса, как правило, отважно бросаются под пули за ярким кадром, но абстрагируются от человеческой трагедии, которая разворачивается прямо перед их глазами. Нахтвей же, напротив, стремится к эмоциональной близости со своими героями.
«Я решил стать военным фотографом в начале 70-х годов, во время вьетнамской кампании. Фотографии из Вьетнама показывали, что действительно там происходит. Они противоречили словам политиков и военных. Эти подлинные, документальные снимки выступали против войны, против всей ее несправедливости и жестокости. И тогда я понял, что хочу посвятить свою жизнь следованию этой традиции».
Чтобы подарить страданию голос, нужно для начала самому его услышать, считает Нахтвей. Сила фотографии заключается в ее способности пробуждать человеческие чувства, даже когда кажется, что они растоптаны войной: «Фотография — это нечто противоположное войне. Когда кто-то рискует идти в центр военных действий, чтобы показать другим странам, что там происходит, он пытается вести переговоры о мире».
Фильм «Вкус сайры» (Одзу Ясудзиро, 1962)
Ясудзиро Одзу, классика японского кинематографа, не зря называют аскетом. Его визуальная стратегия строится вокруг отказа от большей части знакомых нам средств киновыразительности.
«Вкус сайры» (как, впрочем, и все остальные картины режиссера) — это череда неподвижных планов. Камера стоит низко, на уровне глаз человека, сидящего на татами. Внутри кадра — строгая геометрия линий, прямые расходятся под углом в 90 градусов.
При этом такая подача не создает ощущения искусственности. Напротив, Одзу будто освобождает реальность от оков собственного художественного видения, позволяя ей открыть зрителю свое истинное лицо.
Посмотрев и проанализировав все эти фильмы, можно убедиться в том, что в них раскрывается роль фотографии в жизни человека. Для кого-то – это новое занятие и хобби, для других – дело всей жизни.
В первом представленном фильме фотография для женщины становится новым шагом в ее жизни. Обычные на первый взгляд вещи теперь приносят вдохновение и удовольствие. Главная героиня увидела, что каждый объект может стать прекрасным и послужить для реализации творческих идей и душевных переживаний. Благодаря фотокамере женщина смогла преодолеть уныние рутинного домохозяйства и несчастного брака.
Во втором фильме речь идет о мужчине, который фотографировал другую сторону войны: не происходящие боевые действия, а переживания и боль людей. Фотограф старался максимально сблизиться с ними, чтобы передать в своих фотографиях все те чувства и эмоции, которые испытывали пострадавшие. Главной целью деятельности мужчины являлась именно эта трудноуловимая безысходность и страдания в глазах и поведении людей. Не только страх удалось передать фотографу в своих работах, но и душевное состояние каждого.
В третьем фильме связь фотографии и кинематографа прослеживается не в сюжете, а в его постановочной съемке. Именно композиционное решение, а именно неподвижные кадры, отсутствие широких углов и неестественного света – главная особенность фильма. Благодаря подобным кадрам может показаться, будто фильм включает в себя не только подвижные элементы, но и фотографии.
Таким образом, можно утверждать, что фотоискусство и кинематограф тесно взаимосвязаны. Кинематограф появился благодаря достижениям в сфере фотографии, а в фотоискусстве появляются все новые направления и каноны съемки благодаря появлению новшеств и достижений кинематографа. Во многих фильмах отражена ценность фотографии как искусства, что позволяет развиваться данному направлению еще стремительнее.

ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ
1. https://studref.com/558455/kulturologiya/iskusstvo_fotografii_kinematografiya
2. http://blogphotografelena.ru/istoriya-fotografii/
3. http://ispu.ru/node/7631
4. https://www.iphones.ru/iNotes/488338
5. https://www.artphotoacademy.com/фотография-как-кино-часть-i/
6. https://rosphoto.com/history/fotografiya_v_kino-4730
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
avatar