Меню
© Международный образовательный портал современных компетенций Cвидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 55893 от 07.11.2013 г. Международные и Всероссийские олимпиады, конкурсы и викторины

Использование детской художественной литературы в профориентационной работе с детьми начальной школы

В.А. Акшенцева

Студентка 4 курса Салаватского колледжа

образования и профессиональных технологий, г.Салават

науч. рук. – О.А. Ерофеева

преподаватель ГАПОУ СКОиПТ г.Салават

 

 

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДЕТСКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ.

Аннотация

В статье рассматривается профориентационная работа с детьми с использованием детской художественной литературы

Ключевые слова: Профориентация,  воспитание, профессиональная деятельность, таланты, способности

 

      Слово - самое сильное оружие человека

Аристотель

Профориентацией или профессиональной ориентацией называют комплекс мероприятий, которые помогают человеку определиться с выбором профессиональной деятельности, учат правильно применять свои таланты и способности. Профориентация позволяет человеку построить карьеру именно в той области, где он лучше всего реализует свои умения и навыки.

Актуальность и необходимость организации профориентационной работы заключается в том, что она является важнейшим средством формирования профессиональной направленности, которая включает в себя отношение к профессии и мотивы её выбора, к которым мы относим интерес, ценности, потребности, склонности, способности, социальное окружение, которые находятся в динамическом единстве друг с другом и выражают готовность к осознанному выбору будущей профессиональной деятельности. Профориентационная работа является составной часть воспитательной программы.

Литература в целом — это один из способов познать мир, человечество, самого себя. Литература как нельзя лучше передаёт мысли, взгляды автора, его отношение к жизни, реальности. И каждый писатель создаёт свой художественный мир, с которым согласится и примет его тот или иной читатель. Картины жизни, образы рисует и живописец. По-своему жизнь и характеры людей отражаются в музыке, скульптуре и литературе. Оружие писателя — слово. Художественная литература — это искусство слова.

На сегодняшний день, на наш взгляд, методика организации работы с художественной литературой, как средством ознакомления школьников с трудом взрослых разработана неполно. Это обусловлено многими причинами, но главная – это недостаточная направленность работы педагогов по данному направлению работы, что и определяет актуальность этой проблемы.

Поэтому одной из целей моей педагогической деятельности является работа с детьми по ознакомлению с трудом взрослых посредством художественной литературы.

Данная цель будет достигаться через ряд задач:

  • развить у детей представления о труде взрослых,
  • интерес к их трудовой деятельности; 
  • сформировать у детей интерес к чтению,
  • умение и привычку слушать, стремление узнать новое;
  • совершенствовать способность детей ставить вопросы и получать на них ответы;
  • воспитать культуру слушания.

Профориентационное направление работы осуществляется на протяжении всего периода получения учащимися школьного образования и реализуются:

  1. в присущих школьному возрасту видах детской деятельности (игровой, изобразительной, трудовой, музыкальной, коммуникативной, физической);
  2. в процессе специально организованных педагогическими работниками форм работы: занятий, экскурсий, праздников, развлечений.

Произведения художественной литературы используются как в организованной образовательной деятельности (восприятие художественной литературы), так и во время экскурсий, бесед, в различных режимных моментах. При организации работы с художественной литературой по ознакомления детей с трудом взрослых используются чтение и рассказывание, заучивание стихотворений, обсуждение.

      Значительная часть труда взрослых протекает не на глазах детей. Поэтому необходимо найти пути и формы приближения к ним труда взрослых, работающих в детском саду и школе, активизировать его влияние на формирование у ребят трудовых навыков.

      Таким образом, ознакомление детей с трудом взрослых является сложным видом трудового воспитания школьников и поэтому требует специально организованной деятельности, которую можно организовать и провести методически правильно именно в условиях детского сада и школы.

      Любое познавательное занятие, беседы, экскурсии не обходится без художественной литературы, а также стихов, загадок, пословиц. С их помощью усиливается эмоциональное воздействия на детей.  Подводя детей к пониманию, что любая деятельность взрослых имеет результат труда для общества – быть здоровыми, лучше работать и отдыхать, красиво и удобно одеваться. Иметь красивую прическу, быть защищенными, находиться в безопасности. Труд взрослых заслуживает уважения и благодарности, а сделанные ими предметы и вещи надо беречь.

Одной из важнейших составляющих процесса социализации ребёнка является его профессиональное самоопределение — процесс сознательного и самостоятельного выбора своего профессионального пути.

Профессиональное самоопределение — это не единовременное событие, а дело всей жизни человека, и начинается оно ещё в дошкольном детстве.

B процессе возрастного развития ребёнок насыщает своё сознание разнообразными представлениями о мире профессий. Он в символической форме пытается проиграть действия представителей различных профессий (водитель, слесарь, врач, учитель и т. п.), основываясь на наблюдениях за действиями взрослых.

Профориентационные занятия и мероприятия для детей школьного возраста являются составляющими ранней профориентации, целью которой является допрофессиональное самоопределение школьников.

Ранняя профориентация призвана:

— дать ребёнку начальные и максимально разнообразные представления о профессиях;

— сформировать у ребёнка эмоционально-положительное отношение к труду и профессиональному миру;

— предоставить возможность использовать свои силы в доступных видах деятельности, с тем, чтобы позже, в подростковом возрасте, ребёнок смог анализировать профессиональную сферу более осмысленно и чувствовать себя при выборе профессии более уверенно.

Основными направлениями ранней профессиональной ориентации являются:

— профессиональное воспитание (формирование у детей интереса к труду, трудолюбия);

— профессиональное информирование (обеспечение детей информацией о мире профессий)

Ранняя профориентация проводится заблаговременно, когда до непосредственного выбора профессии остаётся еще много лет. Преимущественно она носит информационный характер, общее знакомство с миром профессий. Исходя из этого суждения, делаем вывод, что большой объем информации о мире профессий   мы можем «черпать» из художественной литературы, которая сопровождает человека с первых лет его жизни. В дошкольном детстве закладывается фундамент, на который будет опираться всё последующее знакомство с огромным литературным наследием.

Для решения задачи ранней профориентации средствами художественной литературы, формирования личности ребенка, существенную роль играет правильный отбор произведений литературы как для чтения и рассказывания, так и для исполнительской деятельности. При отборе книг надо учитывать, что литературное произведение должно нести познавательные, эстетические и нравственные функции, т.е. оно должно быть средством умственного, нравственного и, конечно же, трудового воспитания.

Роль художественных средств в трудовом воспитании школьников своеобразна. Нельзя научить человека трудиться, слушая музыку, рассказ, сказку или рассматривая картину о труде. И, тем не менее, именно с помощью художественных средств можно вызвать у детей интерес к труду, желание быть похожими на тех, кто трудится, понять важность и общественную значимость труда.

B работе с детьми каждодневно учитель использует пословицы и поговорки. Эти «жемчужины народной мудрости» помогают ему в лаконичной форме похвалить и подбодрить ребенка.  Например: «Маленький, да удаленький», «Глаза боятся, руки делают». Высказать отношение к лени, например: «У лодыря Федорки всегда отговорки», «Труд кормит, а лень портит», «Ленивые руки чужие труды любят», «Умелые руки не знают скуки». Подчеркнуть важность труда, например: «Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто на дело гож», «Хочешь есть калачи, не лежи на печи». Пословица не воспринимается ребенком как нотация, и поэтому она эффективнее как средство воспитания.

    В авторских художественных произведениях отражено отношение к труду,  как важной деятельности человека, например: «Кем быть?» B. Маяковского, «А что у вас?» С. Михалкова. Пoказан процесс труда, например: А.В. Потапова  «Как дорога стала железной». Рассказывается об отношении человека к труду, любви к своей профессии, самоотверженности и добросовестности, например: «Машинист», «Железнодорожные профессии» и другие.

Загадывание загадок, как один из жанров фольклора, также способствует ознакомлению школьников с профессиями. Дети сами могут составлять загадки о профессиях. Важна и энциклопедическая литература, из которой дети узнают о различных профессиях. В образовательных областях «Труд» и «Чтение художественной литературы» одним из основных методов развития является рассматривание иллюстраций в книгах и детских энциклопедиях. Поэтому необходимо чтение произведений сопровождать показом иллюстраций. Театрализованные игры по текстам литературных произведений, как один из методов литературного развития, также способствует ознакомлению школьников с трудом. Читая детям художественные произведения о труде, учитель решает сразу несколько важных обучающих и воспитательных задач: дети узнают о разных профессиях, у них появляется интерес к еще одной стороне деятельности взрослого человека, формируется отношение к ней, по крупицам складывается образ, к которому ребенок начинает стремиться, создавая себя. Правда, это может произойти лишь при условии, если учитель использует художественную литературу как средство решения педагогических задач, сам убежден в важности труда железнодорожников и наличии в личности качеств человека-труженика, является для детей примером в этом и умеет сочетать чтение художественных произведений с организацией собственной трудовой деятельности.

Использованная литература:

  1. Семячкин Д.А., Сергеев М.А., Кисляк Е.В. Инфраструктура открытой науки // Университетская книга. 2017. №7. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/infrastruktura-otkrytoy-nauki
  2. Школа профессий будущего. Образовательная (просветительская) психолого-педагогическая программа [Электронный ресурс] / Г. А. Белая, О. П. Белякова, Ю. Ю. Валисава и др.-; ГУ Ярославской области «Центр профессиональной ориентации и психологической поддержки «Ресурс». – Доступ: http://eduidea.ru/communities/14/publics/1736 (Дата обращения: 26.04.2020).
  3. Березина, А. В. Дорожная карта: профориентационная работа с детьми и подростками в библиотеке / А. В. Березина, Н. Г. Малахова, С. С. Кукушкина // Школ. б-ка: сегодня и завтра. — 2021. — № 10. — С. 6 — 72.
  4. Мельникова, М. А. Организация и проведение профориентационной работы / М. А. Мельникова, А. А. Васильев // Среднее проф. образование. — 2021. — № 12. —  С.  37-39.
  5. Савкина, М. В. Игровой профориентационный тренинг «Выбери правильный маршрут!»  / М. В. Савкина // Доп. образование и воспитание. — 2020. — № 12. — С. 40-43. — Библиогр. в конце ст.

 

Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
avatar