- 24.01.2024
- 735 Просмотров
- 0 Комментариев
студент учреждения образования «Белорусский государственный университет культуры и искусств»
Байко Анжелика Петровна старший преподаватель кафедры педагогики СКД БГУКИ
Аннотация: в работе представлен обзор психологических исследований внутренней мотивации и обусловленного ей выбора деятельности. Особое внимание уделяется важности создания условий, которые усиливают внутреннюю мотивацию при выборе досуговой сферы деятельности.
Ключевые слова: внутренняя мотивация, компетентность, самодетерминация, интернализация, досуговая деятельность
Отношение человека к работе и досугу является продуктом его опыта и зависит от социокультурного контекста. Досуг можно определить по тому, чем он не является: досуг – это не работа и не связанные с ней виды деятельности, необходимые для выживания. Вместо этого досуг следует рассматривать как деятельность, или как время, оставшееся после работы, или как субъективное восприятие и опыт. Суть досуга заключается не столько в конкретной деятельности, сколько в субъективном восприятии свободы, выбора и внутренней мотивации. Люди хотят, чтобы их жизнь была осмысленной, а досуг предлагает разную степень удовлетворения основных потребностей. Досуговая деятельность различается по множеству критериев, таких как активный и пассивный, уединение и межличностное общение и др. Отношение к досугу формируется в первые годы жизни, следовательно, ориентация человека на досуг уходит корнями в детство.
Каковы внутренние мотивы досуговой деятельности и выбора досуга? В психологической литературе представлены различные теорий, касающиеся проблем мотивации Изучение внутренней мотивации досуга входит в число областей, вызывающих интерес, и в то же время, являющихся достаточно запутанными. Различение между внутренней и внешней мотивации выстраивается по критерию награды за осуществляемую активность (при внешней мотивации награда будет внешней по отношению к человеку, если же наградой будет сама активность, то мотивация является внутренней). Поэтому, рассматривая мотивацию, исследуется выбор того или иного вида досуговой деятельности, вместе с тем, человек может думать и о других видах досуга ради внешнего подкрепления, то есть ради достижения цели, отличной от простого удовлетворения, получаемого от выполнения деятельности. В современных теориях развития личности, в частности в теории самодетерминации американских авторов Ричарда Райана и Эдварда Дэси широко используется понятие внутренней мотивации деятельности, как объяснительный принцип успешности овладения деятельностью [1]. Данная теория возникла в 70-х годах прошлого века в ответ на бихевиористские теории, утверждающие, что любое поведение подвержено обстоятельствам внешних требований или подкрепления. В первых лабораторных исследованиях на обезьянах было замечено, что они вели исследовательское, игровое поведение, мотивированное простым любопытством, даже без подкрепления или вознаграждения. Это были спонтанные действия, которые не имели инструментального характера, а осуществлялись просто ради удовольствия от их совершения. То же самое наблюдалось и у людей. С рождения человек занимается деятельностью, которая ему нравится, – ищет новизну, тренирует и расширяет свои способности, исследует и учится… Из-за склонности к активности, играм и исследованиям, вызывающим удовольствие, внутреннюю мотивацию относят к врожденной. И с данной точки зрения естественная внутренняя мотивация кажется ключевым элементом для идентификации определенной деятельность как досуговой.
В 2000 году Р. Райаном и Э. Дэси было предложено рассматривать внутреннее мотивированное поведение как психологический механизм основанный на удовлетворении основных потребностей и потребностей роста, таких как потребность в компетентности, автономии и межличностных отношениях или связях, потребности чувствовать себя любимым и понятым в контакте с другими, являясь частью социальной группы [4].
С понятием внутренней мотивации связано понятием компетентности, в которое данные авторы объединяют типы поведения, содержащие награду в себе самих, например, игра, исследование и т. п. Переживание компетентности, в виде внутренней удовлетворенности, достигаемой человеком, обеспечивает развитие. Предполагается, что у человека есть внутренняя психологическая потребность в чувстве компетентности при взаимодействии с внешней средой. Именно компетентность и самодетерминация являются первостепенными психологическими потребностями, которые лежат в основе внутренне мотивированной активности. Самодетерминация (автономия), как врожденная способность и потребность, ведет человека к вовлеченности в интересующее действие и поведение, способствует развитию умений осуществлять гибкое взаимодействие с социальной средой.
Самодетерминация включает в себя управление своими действиями, направленными на результат, и средой, но может также включать в себя и отказ от контроля. Измеряемыми проявлениями самодетерминации являются спонтанность, креативность, интерес и личностная значимость как причины действия, чувство, ощущение себя свободным, а в речевыми индикаторами буде преобладание глаголов “хочу” над “должен”. В настоящее время теорию самодетерминации Р. Райана и Э. Дэси используют в позитивной психологии для выявления и опоры на позитивные составляющие психологии человека, на его способность самостоятельного выбора активности и направления саморазвития.
Внутренняя мотивация не является чем-то статичным, поскольку условия внешней среды могут ее увеличивать или уменьшать. Потребность в компетентности относится к врожденной склонности контролировать окружающую среду, проявлять свои способности и быть лучше в том, что мы делаем. Согласно исследованиям, любой аспект окружающей среды, который способствует ощущению личной компетентности при выполнении действия, может повысить внутреннюю мотивацию. То есть возможность выполнять деятельность с оптимальным уровнем сложности или с обратной связью об уровне компетентности человека имеет тенденцию способствовать внутренней мотивации.
Однако подчеркнем, что внутренняя мотивация и сопровождающие ее проявления могут быть подорваны в условии чрезмерного контроля или при нестабильности. Для оптимального развития в детском возрасте окружающая его среды должна характеризоваться:
- направленностью на автономию (поддержка инициативы ребенка, возможность выбора и самостоятельного решения проблем, минимизация контроля и применения силы воздействия);
- структурированностью (обеспечить роль проводника в среде и необходимое поле, в котором ребенок будет осуществлять различные операции; рационально организовать требующуюся активность и предоставлять значимую обратную связь на свободную активность ребенка);
- включенностью (время, и внимание взрослых с возможностями для открытий детей, разведывания новых мест или проявляет самих себя).
В процессе социального научения по мнению Р. Райана и Э. Дэси происходит процесс превращения внешних требований во внутреннюю регуляцию через процесс интернализации (переключение внешней движущей силы и средств поведения во внутренние). Изначально внешние результаты поведения человека, будучи интернализированными, становятся частью его внутреннего мира, в следствии чего поведение больше не требует внешних подкреплений. Но для полной интернализации, или интеграции, необходимо, чтобы человек не только принял в себя процесс регуляции, а еще и сделал его своим собственным. Именно интернализация является наиболее продуктивным способом развития внутренней мотивации. Интернализация обеспечивает человеку с детского возраста возможность гармоничного развития [2].
Опросы студентов показали, что наличие положительных отзывов о качестве выполняемой деятельности и уровне производительности увеличивают внутреннюю мотивацию, тогда как отрицательная обратная связь – ее снижает. Парадоксально, но кроме угроз, минимальных сроков и конкурентного давления, к факторам снижающим внутреннюю мотивацию 20% опрошенных работающих студентов отнесли «хорошее материальное вознаграждение за работу, которая навязана, а не выбрана самостоятельно». Применительно досуговой деятельности это значит, что для возникновения внутренней мотивации человеку необходимо испытать не только чувство компетентности или самоэффективности, но и самоопределение. Например, люди совершают множество действий ради внешнего подкрепления или подчинения внешнему агенту контроля (норме или социальному давлению) и только, когда эти действия осознаются как самозначимые, они могут быть отнесены к досуговым. Это объясняет почему многие виды досуга, например, те, которые начинаются как обязательные внеклассные занятия спортом или музыкой, могут не восприниматься как досуг в детстве, но в конечном итоге становятся таковыми в юности или взрослой жизни. Кроме того существует множество видов досуга, которые влекут за собой вознаграждение (призы, кубки, общественное признание и т. д.), которые сами по себе воспринимаются как весьма полезные.
Сеппо Э. Исо-Ахола в 80-х годах предложил свою теорию мотивации досуга, включающую личный (психологический) и межличностный (социальный) компоненты и дихотомию мотивов: поиск (внутренняя награда) и ускользание (рутинность среды) [5]. По мнению С. Э. Исо-Ахолы, эта дихотомия мотивов не является взаимоисключающей, и порой становится движущей силой досугового поведения. Стремление к свободе и самоконтролю, наравне со скрытыми мотивами, которые С. Э. Исо-Ахола разделял на четыре категории: личный поиск, личное бегство, межличностный поиск и межличностный бегство, действуют как подталкивающие факторы, мотивирующие занятия развлекательной деятельностью и рекреационные путешествия. С. Э. Исо-Ахола подчеркивает, что любая так называемая досуговая деятельность может превратиться в деятельность, подобную работе, если она вынуждена или не связана с ощущением свободы. Свобода и внутренняя мотивация способствуют пониманию досуга как чего-то, чем человек хочет заниматься и чувствует себя свободным решать, делать это или нет. При этом в его исследовании доказано, что те, кто ведет активный образ жизни и активно участвует в определенных видах деятельности, имеют более высокое показатели физического, психического и социального здоровья. Если люди с «богатым» характером досуга (т.е. с более разнообразным и частым участием, чем в среднем по выборке) были самой здоровой группой, тогда как люди с «бедным» досугом были наименее здоровыми из всех участников исследования, то внутренней мотивацией реализуемая в сути досуга: делать в свободное время то, что хочется, и делать это с кем и когда хочется. В статье С. Э. Исо-Ахола ссылается на исследование, в котором показано, что свободно выбранное социальное взаимодействие имело самую сильную положительную корреляцию с субъективным благополучием, тогда как общение с другими людьми не по собственному выбору имело самую сильную отрицательную связь с субъективным благополучием [3].
Таким образом, понимание механизмов и этапов формирования внутренней мотивации в детском возрасте представляет организаторам и консультантам досуговой сферы рабочий инструментарий. И при этом, создавая условия, в которых человек опробует новую деятельность, решает исследовательские задачи или стремится к освоению своей среды просто ради получаемого опыта, в котором сам процесс открытия становится наградой и ведет к развитию, мы усиливаем внутреннюю мотивацию выбора досуговой сферы деятельности.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Волкова, Е. Н. Внутренняя мотивация деятельности современной молодежи как условие высоких достижений в сфере программирования: к вопросу определения понятия [Текст] / Е. Н. Волкова, О. М. Исаева, А. Н. Морева // Вестник Мининского университета. – 2022. – Т. 10. – №. 2. – С. 11.
2. Дергачева, О. Е. Автономия и самодетерминация в психологии мотивации: теория Э. Деси и Р. Райана [Электронный ресурс] / О. Е. Дергачева https://psychologos.ru/articles/view/avtonomiya-i-samodeterminaciya-v-psihologii-motivacii-dvoe-zn--teoriya-e.-desi-i-r.-rayana
3. Исо-Ахола, Сеппо Э. Досуг и смысл жизни [Электронный ресурс] / Сеппо Э. Исо-Ахола, Рой Ф. Баумайстер // Границы в психологии – 28.02.2023.– .https://doi.org/10.3389/fpsyg.2023.1074649
4. Кабеса, М. К. Междисциплинарный подход к исследованиям досуга [Текст] / М. К. Кабеса // Документы по досугу. – Университет Деусто Бильбао,2006. – вып. 31. – 223 с.
5. Моделирование теории мотивации Исо-Ахолы в контексте туризма [Электронный ресурс] // Журнал исследований путешествий. – 2006. – 45 (2). – С. 140-149. DOI: 10.1177/0047287506291592
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.