- 10.10.2024
- 674 Просмотра
- 0 Комментариев
Я проживаю в Костромской области. Костромская область славится своими монастырями, чудотворными иконами, огромным духовным наследием и молитвенными подвигами многих угодников Божиих. И я хочу рассказать об одном из этих монастырей.
Полное название Макариевой пустыни - Макариева на Письме Спасо- Преображенская мужская пустынь. Пустынь была основана как мужской монастырь в конце XIV века преподобным Макарием, получившим постриг в обители у Сергия Радонежского.
Жизнеописания преподобного Макария Писемского не сохранилось, и о его жизни известно немногое. Родился Макарий предположительно в середине XIV века. Его родиной назьшают село Данилово (ныне не существующее) на реке Письме в 12 верстах от будущего монастыря.
После монашеского пострига Макарий вернулся на родину в Галичское княжество. Здесь в лесу на берегу реки Письмы он поставил келью и небольшую часовню. Это место располагалось примерно в одном километре от возникшего затем монастыря (возле современной деревни Семеновское). К нему стали приходить и селиться ученики.
Через некоторое время к нему пришел другой ученик святого Сергия - преподобный Павел Обнорский. Павел и Макарий в совместных молитвах провели почти 20 лет. Около 1389 года свитые расстались - преподобный Павел ушел на реку Обнору (приток реки Костромы), где основал Троицкий Павло-Обнорский монастырь. После своей кончины в 1429 году преподобный Павел был погребен в этом монастыре.
Возникшая на реке Письме община нуждалась в своем храме, поэтому Макарий вместе со своими учениками перешли на новое место - вверх по течению реки Письмы. На возвышенности над изгибом реки была воздвигнута небольшая церковь в честь Преображения Господня, рядом были построены братские келии и хозяйственные постройки. Так на Письме возник монастырь.
Точная дата смерти преподобного Макария Писемского (храм был на реке Письме) неизвестна. Но после смерти он был канонизирован. Почитание его как местночтимого святого - 23 января оказалось в один день с Павлом Обнорским иеслучайно. Второй деревянный храм, построенный уже после смерти преподобного Макария, называется в честь Макария Писемского и Павла Обнорского, В нем под полом построен был сруб, где размещены были мощи святого Макария, а над срубом установили раку, на которой размещались реликвни: посох и куколь (головной убор). (ред.)
Сохранилось немного документов, в которых упоминается Макариева пустынь, В XVII веке она принадлежала Павло-Обнорскому Тронцкому монастырю (на территории нынешней Вологодской области Грязовецкого района), В описи Павло-Обнорского монастыря 1683 года говорится: «До Павлова ж монастыря пустыня Макарнева в Костромском уезде, в Шачебольском стану, на реке на Письме а в Пустыне церковь Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христас приделом преподобного Павла Обнорского Чудотворца, верхи шатровые… Да в том же приделе гробница преподобного Макария, а на гробнице покров, сукно черное, в середине висит крест… Да угробницы решетка железная».
Вот некоторые выписки из писцовых книг; «1629 и 1630 годы. Павлова Вологоцкого монастыря вотчина монастырекМакариева пустынь на реке Письме, а в нем церковь Преображение Христово, да другая церковь теплая Благовещения Пресвятой Богородицы, древянны клецки, а в церквах образы и свечи, и книги, и ризы, и колокола, и всякое церковное строение монастырское вотчинное, у монастыря двор коровий».
«1678 год. В селе Покровском двор монастырский, да монастырь Макариева пустыня, а у монастыря двор скотский, дер. Завражье, а Попова тож, а в нем живут того погоста поп Павел Тимофеев с сыном полом Авраамом да с сыном Левкою, да двор полов Василий Никифоров с братом попом Пименом, во двор дьячок Афонка Павлов, во двор пономарь Васка Фомин».
История Макариевой пустыни связана с предками известного русского писателя A.Ф.Писемского. Хотя сам писатель и родился в сельце Раменье Чухломского уезда, но его отец и дед были уроженцами бывшего Буйского уезда. В своей автобиографии А.Ф.Писемский ссылается на двух своих «знаменитых» предков. Один из них - думный дворянин, дипломат Ивана Грозного Федор Андреевич Писемский. Другой предок Писемского, о котором сообщает писатель в своей автобиографии, был монах, живший в XV веке, причисленный церковью к лику святых под именем Макария Писемского. Он, по мнению писателя, и основал Макариеву пустынь. Макариева пустынь была небогатая, не имела в своей собственности ни крестьян, ни земли. До каких пор пустынь числилась как монастырь, точных сведений не сохранилось. В списке игуменов монастырей в 1703 году упоминается игумен-строитель Макариевой пустыни Тимофей. Очевидно, в то время пустынь считалась ещемонастырем. В петровские времена малобратственные монастыри были упразднены. Был закрыт и Макариев монастырь, В 1721 году Макариев Писемский монастырь числится уже как приходская церковь с одним монахом.
В середине 80-х годов XVII века деревянный Спасо-Преображенский храм, в подклети которого покоились под спудом святые мощи преп. Макария, сгорел. В 1786 году над святыми мощами взамен сгоревшей церкви построили новый деревянный храм с престолами во славу Преображения Инсуса Христа на Фаворе и в честь преподобного Павла Обнорского и святых Космы и Демианабес серебренников.
В 1821 году недалеко от него воздвигли каменную церковь, также Спасо- Преображенскую, один из приделов которой посвящен преподобным Макарию Писемскому и Павлу Обнорскому. Церковь пятиглавая с трехъярусной колокольней. В «Статистическом описании соборов и церквей Костромской епархии» (1863 года) Макариева пустынь называется погостом с двумя церквами.
В 1870 году на погосте Макариевом (Макариевой пустыни) имелось 4 дома, в которых проживал 21 человек, при погосте находилось церковноприходское училище. Ежегодно на погосте проходила ярмарка.
В 1994 году по благословению Святейшего Синода было принято решение о возобновлении Макариево-Писемского монастыря как женской обители. Указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II от боктября 1995 года первой настоятельницей возрожденного монастыря стала монахиня Ангелина, 31 октября 1996 года возведенная в сан игуменьи.
В настоящее время в обители около 30 сестер. Священником и духовником обители является отец Михаил (Беляев), 21 августа 1996 года принявший в Богоявленско- Анастасиином кафедральном соборе г. Костромы монашеский постриг, а 11 апреля 1997 года удостоенный сана игумена.
22 июня 2000 года в обители состоялись большие торжества, посвященные 600- стию основания Макариевой пустыни.
Литература
1. Беляев И. Статистическое описание соборов и церквей Костромской епархии. - Спб, 1863.
2. Упраздиенииле монастыри Костромской спархии. - Кострома, 1909.
3. Материалы для истории Костромской епархии. Вып. 5. Костромская и Плеская десятина. - М., 1912.
4. Зонтиков Н.А. Макариево-Писемский Спасо-Преображенский монастырь. - Кострома, 2000.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.