Меню
© Международный образовательный портал современных компетенций Cвидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 55893 от 07.11.2013 г. Международные и Всероссийские олимпиады, конкурсы и викторины

Использование педагогической функции медсестры
  • Категория:
  • Автор:
    Блынская Лидия Александровна
  • Рейтинг:
    2.3/3

Автор: Алмаев Роман Сергеевич
Место выполнения работы: ТОГБПОУ «Тамбовский областной медицинский колледж» 31группа отделение «Сестринское дело»
Научный руководитель Блынская Л.А.


Введение
Актуальность исследования. Потребность современного общества в качественной медсестринской помощи подводит к необходимости подготовки дипломированных медсестер с определен¬ными знаниями педагогики для работы в больницах, клиниках, городских и отдаленных районах. Профес¬сиональные медицинские сестры должны быть педаго¬гически компетентны и мыслить критически с понима¬нием специфических нужд пациентов и их семей.
Педагогика в сестринском деле устанавливает влияние воспитания на формирование здоровой личности. Воспитание здорового человека осуществляется в единстве с умственным, нравственным, эстетическим и патриотическим образованием. Для того, чтобы решать задачу, медицинская сестра должна понимать об¬щую цель и задачи воспитания, разбираться в содержании¬, методах и формах воспитания и обучения, умело применять педагогические знания в практике своей деятельности.
Педагогическая функция медсестры играет значительную роль в сестринском деле. Внедрение сестринского процесса подразумевает, что сестринская деятельность должна быть направлена не только на решение сестринских проблем при нарушении удовлетворения биологических потребнос¬тей, и психологических, и социальных. Медсест¬ринское обследование - один из этапов сестринского процесса - сбор информации о настоящем состоянии здоровья пациента. Сбор данных: физиологических, психологических, социальных требует того, чтобы ме¬дицинская сестра обладала основами педагогики. Сестринская педагогика побуждает рассматривать пациента, как в общественном, так и индивидуальном контексте, считать явной направленностью сестринского ухода заботу о людях, взаимодействующих друг с другом в рамках социальной среды. Важнейшими направлениями приоритетного национального проекта «Здоровье» являются медико-санитарное просвещение и пропаганда здорового образа жизни.

ЦЕЛИ РАБОТЫ: выявление потребности в педагогической функции медсестры у пациентов с артериальной гипертензией, выбор методов обучения, обозначение приоритетных направлений в обучении пациентов.
ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ: процесс реализации педагогической функции при осуществлении сестринского процесса.
ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ: моделирование педагогической сестринской функции при уходе за пациентами.
ЗАДАЧИ:
1. Информировать население о роли медицинской сест¬ры, включая и педагогическую функцию по вопросам свое¬го здоровья.
2.Разработать опросники и систему обработки полученных данных.
3. Разработать мето¬дику медико-образовательной деятельности, систему воспитания здорового образа жизни, воспита¬ть осознанное отношение человека к собственному здоровью.
4. Организовать анкетирование населения и анализ полученных данных.
4.Разработать рекомендации пациентам, страдающим АГ.

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ ОСНОВОЙ ИССЛЕДОВАНИЯ являются:
-тенденция социально- экономического развития общества;
-нормативная и учебно-программная документация: Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования и требования к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки выпускников;
-положения методологии и теории общей педагогики и педагогики в сестринском деле( Н.М.Александрова, Н.Е.Астафьева, Л.Ф.Пшеничная и др.)


МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ:
1.Методы теоретического исследования( анализ педагогической, психологической, общей и специальной методической литературы по проблеме исследования; сравнение, обобщение, прогнозирование, моделирование).
2.Методы эмпирического исследования(наблюдение, анкетирование, тестирование, интервьюирование, мониторинг качества обучения пациентов, сравнительный анализ статистических данных по заболеваемости АГ и работе Школ артериальной гипертонии по городу Тамбову).
3.Методы графической и статистической обработки данных эксперимента.

БАЗА ИССЛЕДОВАНИЯ: исследовательская работа осуществлялась на базе Тамбовской областной больницы, городских поликлиник.
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ И ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ СОСТОИТ В ТОМ, ЧТО:
• Осуществлено исследование востребованности педагогической функции медицинской сестры в условиях реально действующих лечебно-профилактических учреждений.
• Выявлена роль профессиональной педагогической компетентности медицинской сестры для успешной организации работы школ для больных с артериальной гипертензией.
• Разработаны памятки и рекомендации пациентам с артериальной гипертензией, которые используются в работе школ для пациентов с артериальной гипертонии (ШАГ).


Основная часть
ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ:
На первом этапе исследования определялись теоретические предпосылки исследования, изучалось и обобщалось состояние проблемы в теории и практике, проводился анализ специальной литературы, нормативных документов, разрабатывалась программа эксперимента, формулировались цели и задачи исследования.
Проанализировав литературу, мы сделали вывод: формированию нового понимания осуществления сестринской деятельности в вопросах охраны здоровья пациента способствуют педагогические знания, кото¬рые дают представление о методах проведения профи¬лактической работы с населением, способах и приемах популяризации здорового образа жизни и т.п.
На втором этапе проводилась разработка анкет, тестирование, интервьюирование, мониторинг качества обучения пациентов, сравнительный анализ статистических данных по заболеваемости АГ и работе Школ артериальной гипертонии по городу Тамбову.
Границы медсестринской деятельности определяют¬ся их обязанностями и способами их исполнения. В круг обязанностей медицинской сестры включена забо¬та о людях, их обслуживании. Забота - это система действий, направленная на удовлетворение жизненно важных потребностей человека (есть, пить, дышать, быть здоровым, отдыхать, играть и т.д.).
Изучив статистические данные по работе ШАГ мы получили следующие результаты:
“Школа гипертоников”.

№ Наименование ЛПУ 2013г. 2014г. 2015г. 2016г.
1 Поликлиника №1 86 107 124 130
2 Поликлиника б-цы им.Арх. Луки 132 260 187 220
3 Поликлиника №3 65 65 154 174
4 Поликлиника №4 153 320 150 210
5 Поликлиника №5 220 252 250 276
6 Поликлиника №6 158 158 108 160
ИТОГО 814 1162 973 1170

В Школе артериальной гипертонии использовались основные формы обучения:
• Групповая (7-10человек)
• Индивидуальная
Программа обучения включает в себя теоретическую и практическую части.
Направленность программного обучения отвечает «принципу разумной достаточности».

В настоящее время мировой медициной признано, что одним из самых прогрессивных подходов к решению проблем, связанных с лечением хронических неинфекционных заболеваний, является организация системы обучения пациентов.
С целью определения необходимости обучения пациентов, страдающих АГ, были разработаны опросники и проведено анкетирование пациентов(Приложение 1). Количество участвующих в анкетировании 100человек, из них 61%-женщины, 39%-мужчины. Данные анкетирования показали, что 80% респондентов нуждаются в получении информации о своём заболевании, 85% доверяют информации, полученной именно от медицинского работника(медсестры). 75% опрошенных считают, что обретённые знания о АГ повлияли бы на их лечение, 85% хотели бы пройти обучение, 38% не знали о факторах риска, 43% не осознают опасности осложнений и лишь 28% считают, что достаточно осведомлены о своём заболевании. Таким образом, мы выяснили, что потребность в обучении пациентов, страдающих АГ, существует. Мы считаем, что обучение пациентов приводит к улучшению качества и продолжительности жизни пациентов, а также позволяет снизить расходы на лечение, как медицинских учреждений, так и пациентов и общества в целом.
Мы регулярно анализируем показатели эффективности ШАГ, отмечаем положительные результаты. Опыт показывает, что одной из ключевых фигур в работе с пациентами становится ме¬дицинская сестра c повышенным уровнем образования, имеющая сертификат по санитарно-гигиеническому воспи¬танию. Медицинская сестра помогает пациентам быть вов¬леченными в обучающий процесс и вносит свой личный вклaд в профилактику заболеваний, удовлетворенность пациентов лечением. Таким образом, можно констатиро-вать новый уровень в работе медицинской сестры: переход от исполнения традиционной роли - техники выполнения назначений врача - к более значимой роли, к работе c пациентами, их обучению, консультированию.
Для эффективной работы ШАГ взаимоотношения врач - медицинская сестра - пациент строятся по принципу единой команды, причем в центре внимания на¬ходится непосредственно пациент. Решающую роль в долговременной эффективности обучающих мероприя¬тий играют педагогические и психологические аспекты. Успех обучения определяется формированием мотива¬ции пациентов, чем занимается медсестра под руковод-ством врача; используются обратная связь, тренировка и повторение. При формировании мотивации решающее влияние оказывает профессионализм медицинского пер¬сонала во время занятия (как именно они вовлекают слу-шателей на занятиях в тренировку навыков самоконтро¬ля, как объясняют новое, как учитывают индивидуальные проблемы пациентов), поэтому для медицинской сестры важен постоянный профессиональный рост, самоусовер-шенствование.
Также важна для обучения обратная связь, то есть прo¬верка, насколько правильно пациенты усвоили материал. Пациентам должно быть ясно, правильны ли их ответы. При этом медицинская сестра не просто констатирует ответы «да» или «нет», но и поясняет, почему ответ «верен» или «неверен», а также непременно включает элементы похвалы и одобрения (положительная обратная связь). Во время занятий ведется непрерывный контроль усвоения материала, достижения целей обучения; проверяются прак¬тические навыки. Каждое занятие начинается c повторения материала предыдущего занятия, его излагают сами паци¬енты, отвечая на вопросы медицинской сестры.
Таким образом, педагогические принципы обучения стрo¬ятся на доступном изложении («голова»), активном учас¬тии пациента в тренировке и повторении пройденного (рука») и создании открытой и доверительной атмосфе¬ры («сердце»). Эти принципы соответствуют известным в педагогической психологии когнитивному («голова»), эмo¬циональному («сердце») и сенсомоторному («рука») уров¬ням восприятия и поведения. Все рекомендации медицинс¬кой сестрой подаются не в форме жесткого ограничения привычек и образа жизни пациента, a как поиск путей к большей независимости от заболевания при подержании хорошего качества лечения.
Еще один вариант подобной работы - дистанционное обучение. Возвращаясь к педагогическим основам, заме¬тим, что обучение в ШАГ наиболее эффективно при прове¬дении его вживую - врачом, медицинской сестрой. Дистанционные средства обучения (аудио- и видеокассеты, компьютерные программы, печатные материалы и т.д.) слу¬жaт лишь дополнением к живому обучению и применя¬ются для контроля полученных знаний, но не навыков.
При проведённом анкетировании пациенты отметили наиболее важные и интересные следующие занятия:
№п/п Тема занятия ШАГ Значимость для пациента
1. Причины развития АГ 33%
2. Факторы риска АГ 62%
3. Осложнения АГ 49%
4. Помощь при гипертоническом кризе 52%
5. Формы контроля и самоконтроля АД 82%
6. Немедикаментозная профилактика и лечение 87%
7. Выбор лекарственной терапии 35%

Анализируя данные проведённого анкетирования мы пришли к выводу, что наиболее значимые для пациентов темы могут быть делегированы медицинской сестре.
Также был проведен анализ причин отказа от посещения ШАГ. Мотивация отказов распределились следую¬щим обрaзом:
• лимит времени» (работающие пациенты) – 70%;
• транспортные проблемы, отдаленность жилья, финан¬совые зaтруднения 45%;
• уверен, что все это знает - 65%;
• нежелание афишировaть свoи проблемы перед други¬ми- 26%,
• социофобия – 28%;
• «ничего не поможет», депрессия – 27%;
• «лучше все узнаю y лечащего врача» - 32%.
• неудовлетворительное физическое состояние-25%
• отсутствие поддержки-37%
• недостаточный уровень образования-37%
• культурные, языковые, этнические барьеры-12%

Подводя итоги, необходимо отметить важную партнёрскую роль взаимоотношений медицинской сестры, врача и пациента. Работа ШАГ нуждается в команде специалистов с привлечением активных, подготовленных, ответственных медицинских сестёр для организации и проведения занятий с пациентами. Мы считаем, необходимо внести корректировку в должностные инструкции медицинских сестёр с делегированием проведения отдельных занятий по программе Школы артериальной гипертонии. Это будет являться экономически выгодным вариантом для учреждений здравоохранения и увеличит контингент обучаемых пациентов, и, главное, положительным образом повлияет на показатели заболеваемости населения по болезням системы органов кровообращения в целом.

Заключение
Выводы:
1.Медицинским сёстрам следует активнее использовать педагогическую функцию, которая является востребованной пациентами.
2.Повысить ответственность пациента за свое здоровье, как за свое личное достояние, более активно вовлекать категории пациентов, не охваченных школой артериальной гипертонии.
3. Принимать активное участие в разработке памяток и рекомендаций пациентам с артериальной гипертонией, которые могут быть использованы в работе ШАГ.

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:
1.Л.Ф.Пшеничная «Педагогика в сестринском деле»
2.«Медицинская помощь» 2014г №5, 6
3.Давыдов В.В. Теория развивающего обучения.
4.Кларин М.В. Инновации в мировой педагогике.
5.Селевко Г.К. Современные образовательные технологии.
6.Выготский Л.С. Педагогическая психология.
7. «Сестринское дело» Вестник 2014г №4

Приложение 1

АНКЕТА
1.Возраст:
• до 20 лет
• 20-40лет
• 40-60лет
• старше 60лет
2.Нуждаетесь ли Вы в педагогической деятельности медсестры:
• да
• нет
3.Как Вы оцениваете своё здоровье:
• хорошее(не болею)
• удовлетворительное(болею редко)
• неудовлетворительное (болею часто)
• плохое (болею постоянно)
4.Какую конкретно информацию о своём заболевании Вы хотите получить от м/с:
• причины развития АГ
• о факторах риска АГ
• по питанию
• по ведению образа жизни
• осложнения АГ
• по профилактике заболевания АГ
• формы контроля АД
• помощь при гипертоническом кризе
• в информации не нуждаюсь
5.Какую форму получения информации Вы предпочитаете:
• беседа
• памятка
• дополнительная информация
• лекция
6.Хотели бы Вы обучаться в школе здоровья и в какой форме:
• Да (индивидуально или в группе)
• Нет
7. Причины, вынуждающие Вас отказаться от посещения школ здоровья:
• лимит времени» (работающие пациенты)
• транспортные проблемы, отдаленность жилья, финан¬совые зaтруднения
• уверен, что все это знает
• нежелание афишировaть свoи проблемы перед други¬ми
• социофобия
• «ничего не поможет», депрессия
• «лучше все узнаю y лечащего врача
• неудовлетворительное физическое состояние
• отсутствие поддержки
• недостаточный уровень образования
• культурные, языковые, этнические барьеры

8. Какому источнику информации о своём здоровье вы доверяете в большей степени:
• телевидение, радио
• газеты, журналы
• памятки
• популярная медицинская литература
• беседы с врачом
• беседы с медсестрой
• занятия в школах здоровья

9. Имеют ли знания о АГ положительное влияние на Ваше лечение и образ жизни:
• Да
• Нет
• Затрудняюсь ответить
10.Знаете ли вы о факторах риска развития артериальной гипертензии:
• Да
• Нет
• Затрудняюсь ответить
11. Знаете ли вы о вероятных осложнениях артериальной гипертензии:
• Да
• Нет

[color=blue]
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
avatar