- 24.12.2015
- 3544 Просмотра
- 0 Комментариев
Осуществление инвестиций в развитие сельскохозяйственного производства возможно как за счет собственных средств, так и привлеченных. Однако собственные средства не всегда есть возможность вложить. С данной проблемой сталкиваются многие сельхозпроизводители, что связано со спецификой самой сферы деятельности – низкая рентабельность и сильные природно климатические риски. За весь период собственными средствами развитие сельскохозяйственных производителей обеспечивалось менее чем на 50 %, уменьшаясь во время финансового кризиса. Поэтому для успешного развития сельхозпроизводителям необходимо привлекать заемные средства, одним из которых являются ресурсы кредитных организаций.
В последние годы в аграрной политике России произошли серьезные изменения, благодаря тому, что сельское хозяйство отнесено к приоритетным отраслям. Острый политический кризис, разразившийся в отношениях между Россией и странами Западной Европы и Северной Америки в 2014 году, и последовавшее за этим введение экономических санкций привело к значительному снижению темпов роста национальной экономики России. В связи с этим большую актуальность приобрели исследования, ориентированные на поиски путей стимулирования экономического роста в новых социально-политических условиях.
В современных условиях эффективность деятельности организации во многом зависит от взаимоотношений с банковской системой, поскольку среди заемных источников финансирования важная роль принадлежит банковским кредитам. Особенно зависит от банковского кредитования сельское хозяйство, так как цикл движения денежных средств, длительный и неравномерный.
Сложившаяся в настоящее время экономическая ситуация в стране, не могла не повлиять на состояние сельского хозяйства, происходит так называемый «санкционный рикошет». Когда Россия запрещала импортную продукцию, ожидалось замещение продукции российскими аналогами. Но все оказалось не так просто: своих семян для посева не хватает, рассаду тоже предпочтительнее закупать за границей. Ставка на импорт делается в животноводстве. В России еще не создан сегмент своих ресурсов, а достать нужные за рубежом мешают собственные санкции. Сфера сельского хозяйства нуждается в материальны ресурсах, одним из которых является банковский кредит. Банкиры же в свою очередь боятся кредитовать сельское хозяйство, сейчас это серьезный риск. Отрасль за кредитована, банкам не компенсируют ставку, в последние месяцы кредитов выдано очень мало. Ставки, под которые банкиры готовы кредитовать сельское хозяйство, крайне высоки (от 14 % до 27 % годовых).
Для сельхозпроизводителей рост использования кредитов ограничен несколькими факторами, такими как:
1. Слабое развитие банковской инфраструктуры в сельской местности и удаленность кредиторов. В настоящее время одной кредитной организации приходится обслуживать несколько сельских поселений. Помимо этого, сельские территории не располагают в большинстве своем крупными или средними кредитоспособными предприятиями, что не позволяет им привлечь финансовые ресурсы на социально-экономическое развитие.
Кредитование сельхозпроизводителей сегодня сосредоточено в двух банках: ОАО «Сбербанк» и ОАО «Россельхозбанк», что говорит о высокой концентрации кредитного портфеля для сельского хозяйства. В настоящее время на них приходится более 80 % кредитов, выданных организациям и хозяйствам рассматриваемого сектора.
2. Территориальная рассредоточенность заемщиков. Сельское хозяйство требует больших земельных площадей. В сельскохозяйственном производстве, в отличие от промышленности, не действуют силы, направленные на создание территориальных агломераций и концентрацию. Здесь действует принцип территориальной специализации. В то же время для организации эффективной системы кредитования это является отрицательным фактором, так как банки в первую очередь коммерческие организации и свои представительства открывают в зависимости от количества находящегося на территории населения.
3. Сложность получения кредита. Большинство кредитных продуктов предназначено для уже действующих сельхозпроизводителей. Например, условиями кредитов на инвестиционные цели в том же ОАО «Россельхозбанк» являются для юридических лиц бухгалтерская отчетность на последнюю отчетную дату с отметкой налоговой инспекции; для индивидуальных предпринимателей – данные о финансовом состоянии и имущественном положении заемщика на последнюю отчетную дату.
Кроме того, важным аспектом подготовки документов на проектное финансирование является предоставление детального бизнес-плана проекта.
Основное условие проектного финансирования – обязательное участие инициатора в данном проекте в размере не менее 25 % от общей суммы необходимых капитальных вложений (инвестиций).
Такие условия для тех, кто хочет заниматься сельским хозяйством, не подходят. Да и многим уже действующим КФХ придется составлять бизнес-план и отчетность для получения кредита.
4. Дефицит кредитных продуктов, удовлетворяющих потребности сельскохозяйственного производства. Со стороны кредитных организаций существуют свои дополнительные ограничения для развития системы кредитования. В первую очередь отмечается низкая рентабельность отрасли и большие риски получения убытков, из-за чего многие кредитные организация не рассматривают сельхозпроизводителей как объект кредитования.
В современных экономических условиях, банки пересматривают долю распределения отраслей в своих кредитных портфелях. Если раньше приоритет отдавался таким отраслям как: нефтяная, металлургическая, финансовый сектор и телекоммуникации, то в настоящее время банки наращивают кредитование пищевой промышленности, сельского хозяйства, промышленности, фармацевтики, розничной торговли и IT-сферы. Пять самых крупных банков России (ВТБ, РСХБ, Сбербанк, Группа, Альфа-банк, Газпромбанк) снижают кредитование нефтяных и финансовых отраслей и наращивают выдачу ссуд в отраслях торговли, сельском хозяйстве и пищевой промышленности. Кредитные организации меньших размеров, тоже придерживаются данной тенденции и открыто связывают смену приоритетов с новыми вызовами, которые стоят перед экономикой.
Современный агропромышленный комплекс напрямую зависит от объемов кредитования. Сегодня это бизнес, зависящий от инвестиций, и проблема в их нехватке, особенно долгосрочных.
Поступило предложение об улучшении льготного кредитования сельского хозяйства. Это простой и выгодный способ развития не только для крупных сельскохозяйственных предприятий, но и для владельцев небольших подсобных хозяйств.
В настоящее время Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства» предусматривает господдержку переработки сельхоз сырья в пищевые продукты лишь при условии, что его переработку осуществляет производитель сырья. Однако из-за слабой материально-технической базы, неразвитой инфраструктуры и ряда других причин многие сельскохозяйственные производители не могут комплексно обрабатывать исходное сырье, что приводит к дополнительным потерям, снижению безопасности продуктов и т. д.
Оперативно разрабатывается механизм субсидирования процентных ставок по кредитам для сельхозпроизводителей. Сельскому хозяйству потребуются как краткосрочные кредиты на проведение сезонных полевых работ, так и дополнительные ресурсы на закупку кормов. Кроме того, нужны дополнительные средства на инвестиционные проекты и кредитование переработки сельскохозяйственной продукции.
Субсидирование ставок ссудного процента по банковским кредитам подразумевает следующую процедуру. Банки выдают сельскохозяйственным предприятиям ссуду под процент. Предприятие в назначенный срок погашает тело кредита, а проценты по нему банку полностью или частично выплачивает государство. То есть в рамках программы субсидирования ставок деньги концентрируются и оседают в банках, а не в сельском хозяйстве. Из базовых курсов микроэкономики известно, что подобное субсидирование в первую очередь является инструментом поддержки «производителя» кредита (банка), а не «потребителя» (сельское хозяйство). Получается, что фактически большая часть средств, предназначенная для развития сельского хозяйства, расходуется на развитие банковского сектора.
Размер косвенной государственной поддержки банковского сектора напрямую зависит от ставки рефинансирования, которая не регулируется напрямую государством, а управляется достаточно автономным Центральным банком России. В России ставка рефинансирования является одной из самых высоких в мире, особенно среди развитых стран.
Чем выше ставка рефинансирования, тем больше средств государственной поддержки необходимо направлять в банковский сектор для её субсидирования. Если бы ставку рефинансирования в России снизили до нуля или вообще сделали отрицательной для стратегических отраслей, как это сделано во многих преуспевающих странах, то средства государственной поддержки субсидирования процентной ставки можно было бы направить напрямую в сельское хозяйство: развитие сельской инфраструктуры, диверсификацию сельской занятости, обучение, кредитное обеспечение и др.
С макроэкономической точки зрения такая политика поддержки сельского хозяйства, по сути, является политикой по перераспределению ресурсов из сельского хозяйства в банковский сектор, хотя банковский сектор должен являться организационной инфраструктурой для реального сектора народного хозяйства, в том числе и для сельского хозяйства. Подобного рода «банковская» макроэкономическая политика осуществлялась и в период последних кризисов, когда антикризисная программа в первую очередь была направлена на поддержку финансового сектора, а не реального.
В макроэкономике все отрасли народного хозяйства влияют друг на друга, поэтому, например, чтобы изменить финансовое состояние одной отрасли, необязательно напрямую это делать. Можно просто изменить финансовое состояние сопряжённых отраслей и автоматически произойдут изменения в финансовом состоянии управляемой отрасли.
У банковского сектора кредитуются практически все экономические агенты, в том числе и предприятия электроэнергетики, газовой промышленности, транспорта, торговли, машиностроения и других отраслей, связанных напрямую с сельским хозяйством. Расходы на выплату процентов по кредитам относятся на себестоимость продукции, а значит и на цены различных товаров и услуг, которые потребляют сельскохозяйственные предприятия. Для сельского хозяйства это означает рост издержек, а для банковского сектора – рост прибыли.
Развивать конкурентоспособный бизнес в условиях, когда иностранные компании кредитуются по более низким ставкам, а экономические границы всё больше стираются, практически невозможно. Высокие ставки процента для реального сектора экономики не позволяют запускать масштабные, долгосрочные, инфраструктурные проекты с большими сроками окупаемости, что делает отечественное сельское хозяйство неконкурентоспособным и нерентабельным.
Высокие кредитные ставки также являются одной из причин инфляции, так как процентные выплаты по кредитам относятся на себестоимость продукции. В результате высокие процентные расходы определяют высокие тарифы и цены по всей экономике. Общие недостатки инфляции для народного хозяйства дополняются ослаблением конкурентных позиций всех отечественных производителей, в том числе и сельскохозяйственных.
Эффективность государственной поддержки сельского хозяйства, совершенствование её инструментов – важнейшие задачи в условиях вступления России в ВТО и принятия общих правил международной торговли. От эффективности российской государственной поддержки зависит, как мы сможем закрепиться и развиться на мировых продовольственных рынках.
Автор: студентка ГБПОУ КК "Пашковсого сельскохозяйственного колледжа" бухгалтерского отделения группы Б-41 Кучеренко Марина. marina_kucherenko_1996@mail.ru
Руководитель работы: Торбенко Нина Георгиевна
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.