Меню
Cвидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 55893 от 07.11.2013 г.
«Роль иностранного языка в коррекции детей младшего школьного возраста»
ГАПОУ ТО «Тюменский педагогический колледж
Мингалева А.А.
Стдентка 2 курса специальности
«Коррекционная педагогика в начальном образовании»
руководитель: Вторушина Ю.А.

«Роль иностранного языка в коррекции детей младшего школьного возраста»

Актуальность изучения иностранных языков начиная с младшего школьного возраста является необходимостью в современном мире, так как иностранный язык становится средством развития общества. Роль иностранного языка возрастает в связи с развитием экономических, культурных, политических связей. Изучение иностранного языка и иноязычная грамотность способствует формированию достойного образа граждан России за рубежом, позволяет разрушить барьер недоверия, дает возможность нести и распространять свою культуру и осваивать другую. Поэтому иностранный язык стал обязательным компонентом обучения не только в вузах, средней, старшей школы, но и в начальной школе.
Раннее изучение иностранного языка создает возможности для того, чтобы вызвать интерес к языковому и культурному многообразию мира, уважение к языкам и культуре других народов, способствует развитию коммуникативно-речевого такта. Роль иностранного языка особенно важна в развивающем плане не только для всех младших школьников, но и для детей, чье обучение требующих коррекции.
«Образовательное значение иностранных языков заключается в развитии мыслительных способностей детей, в развитии филологического образования путем сопоставления языков, тщательного изучения строя иностранного языка» (Щерба Л.В.) Язык для детей становится прежде всего средством развития, познания и воспитания.
Четырехлетнее начальное образование рассматривается как первая ступень школы, перед которой ставятся задачи, отвечающие мировым стандартам образования. На первой ступени образования происходит становление личности младшего школьника, выявление и развитие его способностей, формирование умения и желания учиться, овладение элементами культуры речи и поведения.
На протяжении всего периода обучения реализуется принцип непрерывного языкового школьного образования в области изучения иностранных языков, что соответствует современным потребностям личности и общества.
Начиная обучение со второго класса, очень важно, чтобы процессы воспитания и развития учеников шли в русле современных методик. Вместе с тем, умение грамотно обучать общению на иностранном языке младших школьников, которые еще не вполне владеют коммуникативными умениями на родном языке, - задача весьма нелегкая и ответственная.
Также стоит заметить, что последнее время все больше предлагается инновационных подходов к обучению и воспитанию детей с особыми образовательными потребностями, которым также предстоит изучать иностранный язык со второго класса.
Иностранные языки, в отличие от других учебных предметов, является одновременно и целью, и средством обучения. Всеми другими учебными предметами обучающийся овладевает посредством родного языка как инструмента, орудия; при изучении иностранных языков возникает проблема постепенного, управляемого извне освоения одних более легких средств и способов для решения с их помощью задачи освоения более сложных.
Существенной особенностью иностранного языка как учебного предмета в сравнении с другими предметами является то, что его усвоение не дает младшему школьнику непосредственных знаний о реальной действительности (в отличие, например, от окружающего мира). Язык в этом смысле как учебная дисциплина - беспредметен (И.А. Зимняя) или, точнее, межпредметен (И.Л. Бим). Он только является носителем информации из разных областей человеческого знания. Соответственно, в процессе обучения иностранного языка перед учителем возникает проблема поиска предмета учебной деятельности. В качестве этого предмета могут выступать, например, сведения об истории, природе, традициях народа, чей язык изучается, или социальные и житейские проблемы, подлежащие решению.
В сопоставлении с другими учебными дисциплинами иностранный язык характеризуется специфический соотношением знаний и умений . По признаку соотношения между знаниями-навыками-умениями иностранные языки занимают промежуточное место между теоретическими дисциплинами (гуманитарного, естественнонаучного цикла) и дисциплинами практическими (музыка, физкультура, труд). Иностранные языки, как и другие практические дисциплины, предполагает для своего усвоения выполнение большого объема тренировочных упражнений, которые ведут к формированию речевых навыков и умений. В то же время, как и в теоретических научных дисциплинах, предусматривается значительный объем языковых знаний в виде правил и инструкций.
Также, специфической особенностью иностранных языков как учебного предмета является также сформировавшееся к нему негативное, субъективное отношение к нему, практически не поддающемуся усвоению в условиях школьного обучения предмету. Иностранные языки действительно требуют работы - ежедневной и систематической. Они требуют работы, которая мотивирована. Ученик должен знать, ради чего он это делает, и иметь четко поставленную конкретную реальную цель обучения.
Тогда ставится задача для участников учебно-воспитательного процесса в общеобразовательной школе – создать благоприятную атмосферу для гармоничного развития личности не только основной массы обучающихся младшего школьного возраста, а и младших школьников с ОВЗ. Создать такие условия, основанные на толерантности и ответственности, а также подобрать приемы обучения и коррекции с учетом их возможностей, не отходя от преподавания иностранного языка.
Следовательно, изучение иностранного языка в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
1. Формирование умения общаться на иностранном языке на элементарном уровне с учётом речевых возможностей и потребностей младших школьников в устной (аудирование и говорение) и письменной (чтение и письмо) формах;
2.приобщение детей к новому социальному опыту с использованием иностранного языка: знакомство младших школьников с миром зарубежных сверстников, с зарубежным детским фольклором и доступными образцами художественной литературы; воспитание дружелюбного отношения к представителям других стран;
3.развитие речевых, интеллектуальных и познавательных способностей младших школьников, а также их общеучебных умений; развитие мотивации к дальнейшему овладению иностранным языком;
4.воспитание и разностороннее развитие младшего школьника средствами иностранного языка
Из этого можно сделать вывод, что роль преподавания иностранного языка детям младшего школьного возраста, велика с целью их гармоничного развития.
В современном мире всё больше предлагается инновационных подходов к обучению и воспитанию детей с особыми образовательными потребностями. С этой целью существует понятия инклюзия, что подразумевает полное включение детей с различными возможностями во все аспекты начального общего образования, что и подразумевает в своём роде и изучение иностранных языков. Для младших школьников 7 вида, а также детей имеющие нарушение слуха, зрение и речи педагог должен обучать детей по общепризнанным программам по иностранному языку, но только конкретное распределение им самим часов по усвоению той или иной темы, заданий и упражнений принесет ощутимые результаты. Преподавание должно строиться на основных общедидактических принципах: а) систематичность; б) последовательность; в) перспективность; г) преемственность; д) учет индивидуальных способностей и физического состояния ребенка.
Для младших школьников 7 вида по результатам исследований медиков и психологов характерны скудный словарный запас, низкая работоспособность и повышенная утомляемость, неорганизованность и склонность к нарушениям дисциплины (вследствие повышенной импульсивности и гиперактивности), ослабленная память, пониженная способность к восприятию речевых звуков, дефекты произношения, низкий образовательный уровень, следовательно роль преподавания иностранного языка велика, так как способствует развития общепознавательных процессов с вовлечением их разные виды деятельности.
Речевой опыт слышащего ребенка помогает ему автоматически, не задумываясь, менять падеж или род нового слова, независимо от того, в какой грамматической форме оно вводится. Поскольку глухой ребенок такого опыта не имеет, то термины целесообразно давать в именительном падеже, и только затем вводить их в других падежных формах, причем в соответствующих актуальных контекстах. Очень большая проблема у таких младших школьников с нарушением слуха – в их нежелании читать. Почему они не читают, если это, по сути, единственная возможность получить любую информацию извне, из того самого мира, который их окружает? Да потому, что словарный запас большинства глухих необычайно беден. Следует учитывать также индивидуальные отличия детей с нарушениями слуха по степени этих нарушений, по речевым особенностям. Неплохо было бы разделить их на группы, тогда при обучении иностранному языку глухих и слабослышащих детей более эффективна, что говорит о роли изучении иностранного языка.
Дети с остротой зрения от 0,05% до 0,2% входят в категорию слабовидящих и могут работать, используя зрение. При обучении иностранному языку преподаватели используют тот же материал, что и на других уроках, — аудиокниги, устройства для увеличения текста. Незрячему человеку может быть достаточно аудиозаписей англоязычной речи, аудиоуроков, лекций и другого аудиоматериала, записанного на любой вид носителей. Тогда роль изучение иностранного языка велика, так как младших школьник чувствует, что он конкурентоспособен, он ощущает себя полноценным человеком.
Дети младшего школьного возраста 7 вида, а также дети, имеющие нарушение слуха, зрения и речи требуют в обучении особого подхода. Тогда мы можем сделать вывод, что несмотря на особую специфику преподавания иностранных языков детям младшего школьного возраста, он также очень важен для младших школьников с ОВЗ, так как способность общаться на другом языке позволяет расширить круг общения, перед людьми со знанием иностранного языка открываются новые перспективы. Такого человека охотнее возьмут на работу, несмотря на его особенность. Знание языка способствует социализации и способствует в интеграции в информационном пространстве в будущем, так как существуют множество специальных программ и приборов возможно общение с иностранцами, следовательно, можно отметить, что изучение иностранных языков чрезвычайно важно не только для основной массы младших школьников, но и для детей младшего школьного возраста требующие коррекции. Чем скорее выявят способы обучению иностранных языков таких людей, тем легче им будет адаптироваться к жизни и, соответственно, стать полноценной частью социума, учитывая, что основная база для дальнейшего изучения иностранного языка закладывается в начальной ступени обучения.
Как отмечают педагоги иностранного языка и классные руководители данных обучающихся: «Иностранный язык, как новый изучаемый предмет, оказывает больше влияние на психоэмоциональное состояние, а также на успеваемость обучающихся в целом», тогда основываясь на представленных данный об успеваемости и заключения классного руководителя и педагогов, можем выявить динамику влияние изучения иностранного языка у младших школьников:
• 7 вида
• с нарушением слуха
• с нарушением зрения
• с нарушением речи
Если внимательно посмотреть на упражнения для коррекции, применяемые учителями на уроках изучения иностранного языка для детей младшего школьного 7 вида, а также детей имеющие нарушение слуха, зрение и речи, то стоит отметить, что большинство из них представлены в игровой форме, что позволяет более полно освоить учебный материал. В действительности, наблюдая, изменения в обучении данных детей, можно отследить как положительную, так и отрицательную динамику, следовательно, основывая на данной практической части, можно выявить, что всё-таки обучение иностранным языкам несёт в себе коррекционно-развивающую роль.

№ Особенность 1 класс* 2 класс*
Средний балл
1 Младший школьник 7 вида 3,8 3,6
2 Младший школьник 7 вида 4,2 4,0
3 Младший школьник с нарушением слуха 3,9 3,5
4 Младший школьник с нарушение слуха 4,5 4,0
5 Младший школьник с нарушением зрения 4,8 4,9
6 Младший школьник с нарушением зрения 4,0 4,1
7 Младший школьник с нарушением речи 4,3 4,2
8 Младший школьник нарушением зрения 3,7 3,9

Примечания:
*1 класс представлен по результатам контрольных работ;
*2 класс представлен по результатам контрольных работ за 1, 2 и 3 четверть.

Приложение

ОСНОВНЫЕ ПРИЁМЫ КОРРЕКЦИИ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ УЧИТЕЛЯМИ НА УРОКАХ ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОВЗ

МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ 7 ВИДА

Упражнение «Получи картинку»

Цель: коррекция страхов и комплексов при изучении иностранного языка (любой темы по иностранному языку)
Ход упражнения:
Педагог на выбор или индивидуально выбирает изображение, состоящее из нескольких частей с цифрами/словами, предлагая ребёнку раскрасить. А цвета получить из задания данное под изображением, например


Упражнение: «Минутка активности»

Цель: двигательная активность с элементами развития моторики
Ход упражнения:
Make your right hand clap, clap, clap. (хлопаем правой ладошкой по левой)

Make your left hand clap, clap, clap. (хлопаем левой ладошкой по правой)

Turn around 1,2,3. (поворот вокруг себя)

It is easy, you can see !

Make your right foot tap, tap, tap. (топаем правой ножкой)

Make your left foot tap, tap, tap. (топаем левой ножкой)

Turn around 1,2,3. (поворот вокруг себя)

It is easy, you can see !

МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА

Упражнение «Кто больше слов придумает?»

Цель: развитие фонематического слуха.
Ход упражнения:
Педагог предлагает задание: «Кто больше всех придумает слов, в которых встречается определённый звук, например звук [b]»
Bag, bear, big, blood,blue и т.д

* Фонематический слух - это способность выделять, воспроизводить, различать звуки речи; другими словами.

Упражнение «Аквариум»

Цель: развитие зрительного восприятия, памяти и внимания
Ход упражнения:
Педагог предлагает обучающемуся аквариум с рыбами и говорит соответствующие задания , прося давать ответы на иностранном языке:
1. Есть ли одинаковые рыбы в аквариуме?
2. Какого цвета аквариум?
3. Сколько рыб в аквариуме?
4. Что находится в аквариуме?

МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ

Упражнение «Мозаика»

Цель: развитие познавательных операций таких как анализ и синтез
Ход упражнения:
Педагог предлагает обучающемуся мозаику, по составлению которой он получает предложение/слова с картинкой и надписью под/на каждой картинкой(е) , например :

Упражнение «Собери палочки»

Цель: развитие тактильного восприятия и мелкой моторики
Ход упражнения:
Перед обучающимися стоит задача из счётный палочек сложить фигуру, произнесённую на иностранном языке , например
Fish, carrot, star, bag.

МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ

Упражнение «Поймай звук»

Цель: развитие слухового внимания.
Ход упражнения:
Педагог предлагает задание: «Ребята, хлопните, пожалуйста, в ладоши, когда услышишь звук æ. И читает им знакомые или незнакомые слова, например:
bad, baby, family, room, sad, man, book, dad и т.д
Упражнение «Узнай, чей голосок»

Цель: развитие речевого слуха.
Ход упражнения:
Педагог заранее готовит фрагменты из всем известных мультфильмов, но с речью на иностранном (изучаемом языке). Обучающие должны отгадать персонажа из мультфильма

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. 1.Социальная психология / Л.Н. Андреева. М.: Изд-во Просвещение, 1993.

2. 2.Андриенко К.Л. Социальная психология / К.Л. Андриенко. М.: Изд-во Просвещение, 1993.

3. Китайгородская, Г.А. Методика интенсивного обучении / К.А. Китайгородская - М.: Изд-во Просвещение.

4. Скалкин, В.Л. Что значит иностранный язык как предмет обучения и знания/ В.Л. Скалкин, О.И. Яковленко // Иностранные языки в школе . - 1994. №1.

5. http://infourok.ru/statya-iz-opita-prepodavaniya-angliyskogo-yazika-v-specialnih-korrekcionnih-klassah-vii-vida-370062.html

6. http://www.inva-life.ru/forum/43-86-1

7. http://festival.1september.ru/

8. http://otherreferats.allbest.ru/languages/00082219_0.html

9. http://revolution.allbest.ru/pedagogics/00450459_0.html

10. http://festival.1september.ru/articles/584572/
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
avatar